Атака церковных клонов, или о христианизации популярных интернет-брендов

Доклад главного редактора Богослов.Ru , прозвучавший в рамках Рождественских чтений 2009,  посвящен проблеме виртуализации жизни, вопросам проповеди в Интернете, применения протестанского опыта создания клонов известных интернет сервисов.
прот. Павел Великанов

Реакция церковной общественности на развитие интернет-технологий является двоякой. С одной стороны, многие православные христиане встают на защиту «реальности», обвиняя компьютерные технологии, в том, что они подменяют настоящую жизнь виртуальной.

С другой стороны, значительная часть деятельных верующих так или иначе оказывается «втянутой» во всемирную паутину и IT-технологии.

Не так давно знаменитый социолог и философ постмодерна Жан Бодрийяр сказал, что «искусство теперь повсюду, поскольку в самом сердце реальности теперь — искусственность... Принцип симуляции возобладал и над принципом реальности, и над принципом удовольствия»[1].

В докладе хотелось бы затронуть два вопроса: почему религиозная среда — в узком смысле собственно церковная — «вечно запаздывает» в плане использования высоких технологий; второй вопрос — точнее, проблема — вытекающий из первого — какой должна быть стратегия использования информационных технологий в церковной среде, если таковая вообще имеет право на существование.

У слушателя не может не возникнуть вопрос: какое отношение поставленные вопросы имеют к обозначенной теме сообщения? Самое непосредственное. Как это не может показаться парадоксальным, но религиозная среда, не замечая того, сама стала на путь симуляции, или подделок новинок интернет-пространства, чем вполне подтвердила свою неотделимость от глобальных процессов.

В целом, реакция церковного общества на развитие интернет-технологий оказалась двоякой. С одной стороны, православные стали грудью на защиту «реальности» — обвиняя компьютерные технологии, особенно игры, в том, что они подменяют настоящую жизнь виртуальной, что общение через компьютер только разъединяет людей, что всё это — не более чем очередной этап всеобщей апостасии, ведущий нас к антихристу. При этом, кстати, совсем забыли о диагнозе такой полемики, блестяще поставленном Бодрийяром: «Риторика (точнее, апология — ПВ) реальности сама по себе уже свидетельствует о том, что статус этой реальности уже серьезно подорван»[2].

С другой стороны, в конце концов значительная часть деятельных верующих так или иначе оказалась «втянутой» во всемирную паутину и IT-технологии, свидетельством чему и нынешняя секция Рождественских чтений. Таким образом, мы оказались в весьма привычном для нас положении идущего вперед с головой, повёрнутой назад:

Он высоко ноги поднимает
И вперед стремительно летит,
Но как будто что-то вспоминает
И назад, как в прошлое, глядит[3].

Ни для кого не секрет, что скопировать чужую идею намного легче, чем придумать что-то самому. Предельно явственно соотношение «креатива» и «плагиата» наблюдается сегодня в пространстве Интернета. Новые идеи молниеносно копируются и тиражируются во всех возможных вариациях, не исключая христианских.

Западное христианское веб-движение поначалу ограничивалось традиционной проповедью, обсуждением внутрицерковных проблем или новостей. Однако рост возможностей Интернета все больше способствовал смещению приоритетов в миссионерской деятельности западных христиан в сторону веб-формата.

По данным Гарвардского института религиозных исследований с 1998 по 2002 г. число американских церковных сайтов увеличилось с 11% до 45%. В этот период времени стали практиковаться виртуальные встречи в кибер-пространстве для проведения совместных молитв.

Первой Церковью, которая претендует на то, чтобы называться «i-Церковью», стала Церковь Англиканская, которая, исходя из собственных либеральных предпосылок, благодаря интернет-проектам стала похожа на дискуссионную комнату.

http://churchoffools.com/

Необычен и проект «Церкви глупцов» (Church of fools) — экспериментального сайта, который представляет собой виртуальный храм. Используя аватары, каждый желающий может перемещаться по виртуальному церковному строению в режиме online. Впрочем, это скорее усечённый адаптированный для узкой цели вариант Second Life, на котором мы ещё подробно остановимся.

Другим примером веб-креатива стал проект извергнутого из сана католического епископа Жака Галиота. Обиженный на Ватикан, Галиот создал в Интернет «диоцез без границ».

Все вышеприведенные проекты едва ли можно назвать примерами удачной трансляции христианских убеждений в интернет-среде. Гораздо интереснее выглядят попытки христианского применения таких популярных веб-проектов, как социальные сети, видеохостинги и интерактивные энциклопедии.

Непревзойденным лидером Интернет-видео остается YouТube, ежемесячная посещаемость которого составляет более 70 млн. пользователей[4]. Неудивительно, что и у YouТube существует множество клонов, среди которых есть и христианские — которые не только служат делу миссии, но и приносит своим создателям немалые деньги.

Христианский клон YouТube, получивший оригинальное название GodTube, был признан социологической компанией comScore лидером Интернета по темпам роста — в настоящее время на GodTube уже зарегистрировались более 500 тыс. пользователей, ежемесячная посещаемость — 2 млн. уникальных посетителей, которые просматривают более 12 млн. видеороликов[5].

http://www.tangle.com/

Создатель сайта, Крис Уайтт, который в свое время являлся исполнительным продюсером телекомпании CBS, признался, что не ожидал подобного успеха: посетителей на его сайте по воскресеньям больше, чем на богослужении у известного американского проповедника Джоел Остин в Хьюстоне.

«Идея создания сайта сначала выглядела рискованной, — отметил Крис Уайтт. — В начале существование ресурса поддерживалось с помощью друзей-бизнесменов. Теперь же GodTube даже приносит прибыль. Мы зарабатываем деньги за счет баннеров, размещенных на сайте, а также от продажи видеоматериалов и предоставления информации социологическим службам».

По большей части на GodTube размещены материалы развлекательного характера — это музыка, комедийные видеосюжеты, а также видеозаписи острых богословских дебатов. На ноябрь 2007 г. первое место в рейтинге GodTube занимал ролик под названием «Ребенок взял книгу», где 4-летняя девочка наизусть читала 23 псалом.

Хотя GodTube открыт для свободного размещения материалов и ведения богословских дискуссий, но на нем все же действует цензура. Все видеоматериалы просматриваются редакцией на предмет содержания. В данный момент на сайте размещено 25 тыс. видеороликов. 300-500 — приходят в редакцию ежедневно.

Чтобы справиться с таким объемом информации, на GodTube работает почти круглосуточно 10 человек. Раньше это были студенты, сейчас портал пользуется услугами профессиональных веб-администраторов. Сайт в настоящее время поддерживает 5 языков. В настоящее время материалами GodTube пользуются сотни протестантских церквей США.

На сайте находится «молитвенная стена», где можно оставить своеобразную «записку» Богу с изложением своей проблемы; причем к чужим мольбам можно оставлять комментарий, если вы зарегистрировались. Незарегистрированному остается только читать чужие записки да зажигать свечки. Кстати, бесплатно...

В настоящее время GodTube вырос в христианскую социальную сеть Tangle, условием участия в которой является вера в Иисуса Христа и Библию.

Если прообраз GodTube, YouTube пытается заработать на том, что за деньги предоставляет свои ресурсы различным компаниям, представителям шоу-бизнеса и др., то держатели GodTube живут за счет финансирования от различных инвестиционных компаний. По сообщению paidContent.org GodTube получил 30 млн. долларов от GLG Partners. Прибылью от этого вложения благодаря операциям с трафиком составила сумма 150 млн. долларов.

http://www.mychurch.org/

Другой пример «христианского клонирования» — известная социальная сеть MySpace, которая также приобрела своего христианского клона под названием MyChurch.

MyChurch предлагает пользователям организовать собственную «церковь» в Интернете или, в крайнем случае, расширить свой круг общения благодаря другим веб-христианам. С момента открытия в рамках MyChurch было создано более 30 000 «церквей», в которых ежедневно совершаются веб-богослужения. Число участников — более 230 000 зарегистрированных пользователей.

Пастор Церкви Давида Рэнди Хоекстра отметил: «MyChurch действительно изменила мою церковь. Бог использовал MyChurch, чтобы создать наше сообщество, и я нахожусь в трепете от этого. Мои прихожане наслаждаются нашим веб-сообществом».

«Беседы, провести которые у нас не хватало времени, теперь доступны on-line. Наши аккаунты и картинки выявляют о нас такие вещи, которым нужны были годы, чтобы выйти наружу», — заявил пастор Дэн Бейсли. Его церковь в Мэриленде состоит теперь из 100 человек — пользователей MyChurch.

«Я люблю MyChurch, потому что она делает возможным для наших членов из Шри-Ланка или Дубая участвовать в жизни нашей общины», — сказал пастор Джим Сомервилль из Первой баптистской церкви Вашингтона. Сомервилль теперь выкладывает свои беседы на MyChurch-страничке для тех, кто пропустил воскресную службу, а затем обсуждает содержание проповеди со всеми желающими.

Набор услуг в MyChurch вполне стандартен для социальных сетей: можно делиться фото, вести блог или проповедовать, организовывать собственные сообщества («церкви»), планировать совместные мероприятия и заводить новых друзей.

On-line маркетинг и баннерные предложения на MyChurch способствуют эффективно продвигать продукты в христианской аудитории.

Однако реклама не является единственным способом содержания ресурса. Другими источниками финансирования являются пользователи сети. Дело в том, что есть бесплатный вариант сервиса, который предлагает ограниченный набор — 10 МБ под личный контент и 70 МБ трафика на месяц. Если этого мало (а такой вариант просто бесполезен), то придется немного раскошелиться: от $12 до $50 в месяц в зависимости от условий.

Следующее направление, которое также было успешно клонировано — Wikipedia, которой сегодня пользуются 90% студентов на Западе. Постоянными пользователями Wikipedia в образовательных целях являются 25% студентов. Особое внимание они уделяют даже не самим статьям, а источникам, считая их отправной точкой для собственного подбора материалов. Почти треть студентов используют эту online-энциклопедию, как основной источник информации.

Однако не всем веб-пользователям Wikipedia кажется безвредной: консервативно настроенная часть преподавателей США оценивает материалы интерактивной энциклопедии как исключительно либеральные и антихристианские. Масла в огонь добавил новый проект Wiki Bible — создание Библии для всех мировых религий, которая будет написана и отредактирована всемирным интернет-сообществом[6].

В качестве аналога была создана Conservapedia — англоязычная, основанная на wiki-принципах, веб-энциклопедия, которая выражает америкоцентричный, христианско-консервативный взгляд на различные научные области. Первой заповедью Conservapedia является размещение только истинной и поддающейся проверке информации с решительным запретом копирования материалов из Википедии. Проект был начат в 2006 г. адвокатом и преподавателем истории Эндрю Шлефли, сыном известного консерватора и основателя образовательной программы Eagle Forum, Филлисом Шлефли.

http://www.conservapedia.com/Main_Page

Многие редакторские методы Conservapedia отличаются от тех же в Wikipedia — они являются намного менее либеральными. К примеру, только зарегистрированные пользователи могут редактировать статьи. Сам процесс редактирования подчиняется правилам, известным как Заповеди Conservapedia (ср. Десять заповедей Ветхого Завета), которые контролируют этические и нравственные стороны вносимых изменений. Кроме того, некоторые статьи содержат прямую критику Wikipedia как носителя либеральной идеологии.

Неудивительно, что такая позиция вызывает негативную оценку со стороны многих интернет-пользователей.

Многие статьи Conservapedia поддерживают креационистскую точку зрения на происхождение Вселенной и жизни на Земле. Материалы ресурса настолько консервативны, что часто Библия авторами статей представляется намного более научной, чем сами научные изыскания. К примеру, в статье «кенгуру» говорится, что все кенгуру произошли от одной пары животных этого вида, взятой Ноем на ковчег. Сам Шлефли комментирует данную точку зрения как вполне корректную альтернативу теории эволюции.

Существует Conservapedia исключительно на благотворительной основе. Кстати говоря, в Рунете существует подобный проект — «Древо», который реализуется как открытая православная энциклопедия, где представлено уже более 10 000 статей.

Как относиться к подобным «клонам»? С одной стороны, они свидетельствуют, увы, о неспособности создать что-то собственное, оригинальное, что действительно соответствовало бы и по форме, и по сути задачам, которые могут христиане ставить перед собой в пространстве Интернета. С другой стороны, в такой ситуации «подражание» оказывается допустимым, но только при условии, что клонируемый проект все-таки будет творчески переосмыслен, а не просто обвешен религиозными атрибутами и всячески ограждён от присутствия внешних врагов.

Особо хочется остановиться на таком явлении, как православные социальные сети. Ровно год назад здесь, на предыдущих «Рождественских Чтениях», была представлена сеть «Храмина» — «первая социальная сеть, созданная для поддержки общения и укрепления личных связей православных пользователей сети и тех, кто интересуется вопросами веры». Судя по обновлениям, проект «Храмины» застыл на 27 октября 2008 г. И это неудивительно. Странно, что на прошлых «Рождественских Чтениях» православное сообщество никак не отреагировало на проект, изначально обреченный на неудачу.

http://www.tangle.com/pray

Новый проект православной социальной сети — «Соборное дело», который скопирован с сети «ВКонтакте» и дополнен рядом фильтров и условий, которые должны помешать оказаться в этой сети человеку, чуждому христианской веры. «Сделано православными для православных и на благо Православной Церкви». Такой девиз «Соборного дела», конечно, замечательный, но только неизбежно возникает вопрос: действительно ли позиция Православной Церкви в интернет-обществе — это позиция изоляционизма, самодостаточности и закрытости? Коммунистическое гетто для православных разрушено — и наши руки сами тянутся к воссозданию оного теперь в пространстве Интернета? Не просматривается ли сквозь эту неудержную тенденцию к замкнутости банальное самодовольство и страх, что это мнимое духовное благополучие кто-то посмеет нарушить кощунственной фразой или неприличной рекламой? Как заявил руководитель проекта «Храмина» Павел Рогожин, «Храмина» была создана для того, чтобы «православным никто не мешал общаться», «их никто не притеснял и не обижал». Заявление, мягко сказать, странное, т.к. подобные намерения если и приведут Православие куда-то, то только в замкнутое пространство субкультуры. Похоже, забыли, чем Церковь Христова отличается от секты. Да и апостольское свидетельство о том, что устами исповедуется вера во спасение.

Какова же мотивация создания такой социальной сети? «Самый сложный вопрос — это цель, с которой собственно была создана социальная сеть. Игорь Матвеев ответа на этот вопрос не знает, но полагает, что его можно будет получить в процессе работы и регистрации пользователей. Само существование такого ресурса — мера во многом вынужденная, спровоцированная тем, что владельцы крупных соцсетей, таких как "ВКонтакте", не желали прислушаться к нуждам верующих и создать у себя функциональность, позволяющую указать день ангела, загрузить икону святого покровителя, найти людей, посещающих тот же приход или имеющих того же духовного наставника»[7]. Перед нами — великолепная иллюстрация того, как православные пытаются виртуализировать христианство, вместо того, чтобы христианизировать киберпространство. Зачем икона святого покровителя в социальной сети? В качестве аватара? Кто перед ней будет молиться? Разве не превращается икона из молитвенного образа в очередной кибернетический симулякр? Проблема найти друзей, которые окормляются у одного и того же духовника — не менее странная проблема именно потому, что сообщество духовных чад старца N обречено на превращение в очередную параправославную секту духоносцев. Создание православных сетей может сослужить только одну добрую службу — локализовать психически больных веб-пользователей, которые себя так или иначе связывают с Православием. Но это уже, как говорится, клинический случай, который требует отдельного разговора и особого попечения.

Сегодня виртуальные социальные сети — это точная проекция современного общества и существующих в реальном мире социальных отношений. И то, как позиционируют себя православные, говорит, к сожалению, только об одном: мы не только страшно боимся окружающего нас мира, мы не менее боимся и друг друга. Сегодня надо чётко понять, что стремление выделить какой-то особый «православный сегмент сети», куда согнать всех верующих — чтобы они остальным жить не мешали — обращёно против Церкви. Это именно то, чего и хочет добиться секуляризованное общество, не допуская свидетельства о Христе ни в школе, ни в университете, ни в средствах массовой информации. Легче всего «застолбить» территорию православным дизайном, православными баннерами, православными аватарами, увидев которые внешний человек сразу поймёт — туда ему лучше не заходить: враждебная территория. Куда сложнее донести основные христианские истины на языке, понятном и доступном для любого посетителя. А ведь сегодня этот язык — совсем не язык Пушкина и Достоевского; более того — это уже и не язык текста, поскольку интернет давно уже не читают, а смотрят. И если уже сегодня, здесь, сейчас, мы не научимся трансляции христианских истин в удобоприемлемый для сообщества формат — аудио, видео, мультимедиа, в том числе и компьютерных игр — очень скоро мы окажемся выброшены за борт современной культуры, или в лучшем случае станем законсервированным музейным экспонатом, «христианским заповедником».

В завершение хотелось бы обозначить несколько направлений, по которым могло бы развиваться представительство православных в Интернете. Прекрасная идея с открытой энциклопедией «Древо», судя по количеству участников, держится исключительно на энтузиазме трех — четырех человек. Ценность подобных проектов не только в исключительно справочных материалах по религиозной тематике, но и в наличии христианской оценки исторических событий или современных реалий, которые и представляют значительный интерес для самых широких слоев общества. На наш взгляд, этот удачный проект должен быть значительно расширен с расставлением христианских акцентов в различных областях культуры, этики или науки, а не только богословия и церковной истории.

Что касается видео-хостингов, то здесь огромное поле для работы. Нельзя ограничиваться только документальным кино. Конечно, видеопродукция требует значительных финансовых вложений, но и по уровню отдачи она стоит на первом месте. Краткие, в формате флеш-анимации, образовательные и просветительные видеоролики, не отягощённые нравственными назиданиями, а раскрывающие глубину христианской истины — могли бы привлечь ту часть аудитории, которая сегодня и не помышляет о христианстве.

На портале «Богослов.Ru» представлены материалы проекта «Мир. Человек. Слово», который осуществляется совместно Московской Патриархией и «Радио России». Это более 200 радиопостановок по разным темам христианского вероучения и истории Церкви. Материалы представлены как в виде mp3-файлов, так и в виде текста. Скоро мы предложим вниманию новый блок материалов — аудиоэнциклопедию по материалам «Пастырских бесед», в которых принимали участие известные архиереи и пастыри Русской Православной Церкви, а также «Детскую Библию», где предпринята попытка помещения библейского повествования в контекст современной жизни.

Особое внимание хотелось бы уделить развитию мультимедийных образовательных и развлекательных программ, включая стратегии и квесты. Очевидно, что это крайне сложная и опасная работа, которая будет идти на грани: и важно суметь выдержать правильный тон и стиль, чтобы избежать как кощунства, так и ханжества.

Но всё это — уже давно пройденный чужими путь. На нём мы будем снова «вечно запаздывающими». Чтобы наметить хотя бы возможные перспективы стратегического планирования, редакция портала «Богослов.Ru» выступила с инициативой создания открытой рабочей группы по развитию и использованию информационных технологий для миссионерской и образовательной деятельности Церкви. Группа предполагается в виде открытого сообщества в нескольких социальных сетях — Вконтакте, Facebook и Одноклассники, причем к участию приглашаются все заинтересованные, вне зависимости от конфессиональной принадлежности или отсутствия таковой. Задача сообщества — творческое осмысление процессов и тенденций в интернет-пространстве с целью создания новых форм для христианской миссии.

И последнее. В качестве пробного шара мне бы хотелось предложить задуматься о возможности использования такого явления в интернет-пространстве, как Second Life. При всей внешней отвратительности самого явления SL надо понимать, что в ближайшем будущем именно такими станут браузеры, где острова — это хостинг и сервера; дома и участки — страницы, а телепортация — переход по адресной ссылке браузера. Сегодня SL представляет собой трехмерный аналог социальной сети с совершенно новыми горизонтами визуального представления информации, где гипертекст перерастает в гиперпространство. Сегодня среднее количество посетителей SL — 45 - 50 000 посетителей; всего участников — 12,5 млн. Для российских пользователей участие определяется во многом техническими возможностями, поскольку трехмерная on-line графика требует высокой скорости и безлимитного трафика. Однако преодоление этих препятствий — вопрос времени.

Мы не можем сегодня позволить себе роскошь жизни исключительно в реальном мире. Тем более, что он сам по себе никогда и не существовал: ведь любое пространство культуры — это пространство виртуальное. В этом смысле от наскального рисунка пещеры Ласко до трехмерных аватар в Second Life расстояние куда меньше, чем от палки в руках обезьяны до кремниева ножа кроманьонца. Но если «хорошая виртуальность» возвращает человека к реальности уже другим, с правильными или улучшенными понятиями и представлениями, то «плохая виртуальность» затягивает и замыкает в себе самом. И здесь большой разницы, что «виртуализировало» человека — ритуальный танец, театр, книга, фильм или on-line игра — по сути нет.

Позвольте завершить цитатой из книги Н.А. Бердяева «Царство духа и царство кесаря»: «Нужно не отрицать технику, а подчинить ее духу. Человек в своей исторической судьбе проходит не только через радикальные изменения социальной жизни, которые должны создать новую структуру общества, но и через радикальное изменение отношения к жизни космической. ... Развитие техники и ее власть над человеческой жизнью имеет прямое отношение к теме "человек и космос". ...Только соединение социального движения с духовным движением может вывести человека из состояния раздвоенности и потерянности. Только через духовное начало, которое есть связь человека с Богом, человек делается независимым и от природной необходимости, и от власти техники. Но развитие духовности в человеке означает не отвращение от природы и техники, а овладение ими»[i]



[1] Ж.Бодрийар. Символический обмен и смерть. М., 2006, с. 154.

[2]. Символический обмен и смерть, с. 149.

[3] А.Кушнер. Ваза.

[4] http://siteanalytics.compete.com/youtube.com/?metric=uv

[5] http://www.tangle.com/support/newsroom

[6] http://jesuschrist.ru/news/2008/6/30/15128

[7] Ежедневное электронное издание о российском Интернете telnews http://telnews.ru/dvas/c57174



[i] Бердяев Н.А.. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995, с.305.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале