И Богу свечка, и черту кочерга

Как быть, если вы нашли на дороге нательный крестик? А если потеряли обручальное кольцо? А если свеча закоптит или на отпевании погаснет? И нужно ли как можно быстрее прыгнуть на полотенце, постеленное во время венчания? И обязательно ли класть топор под гроб покойника?

 

Мы привычны к тому, что летчики и моряки, спортсмены и актеры имеют свои приметы, табу и ритуалы; и кто из нас в школе или институте не подкладывал под пятку пятак перед экзаменом или не надевал «счастливый» свитер? и не объяснял неожиданные придирки препода и полученный в результате трояк перебежавшей дорогу черной кошкой? И вот, приходя в Церковь, находим еще множество.

Парадоксальным образом под натиском Просвещения и позитивистской науки вера исчезла, а суеверия остались. Суе-верие - т.е. верование в нечто тщетное, напрасное, ложное (таково было значение давно устаревшего наречия «суе» (или «всуе»); ср. суета, суетный, суетиться). Ушли древние религиозные верования, а сопровождавшие их, составлявшие когда-то часть их культа обряды, магические ритуалы, суеверия и вера во всевозможные приметы процветает. Психологически это очень понятно: желание заглянуть в будущее и избежать неблагоприятных ситуаций свойственно человеку. Однако вглядимся внимательнее - в чем сущность суеверия? за реальность принимаются некие неведомые и таинственные силы, способные не только предвещать события, но и влиять на них. А главное, от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в договор. Первобытный человек кидал часть еды в реку и клал в дупло священного дерева. Если этого вовремя не сделать, пиши пропало: боги разгневаются, и тогда чтобы задобрить их, потребуется гораздо больше жертв. Не поможет, испуганные соплеменники тебя самого кинут в реку (прикуют к скале, отведут к Минотавру etc.). В общем, бойся и откупайся, и так на каждом шагу. Кроме того, для суеверия характерна вера во всяческие приметы; говоря научным языком, определенным событиям приписывается прогностическое значение: увидел во сне выпавшие зубы, значит, кто-то из твоих близких умрет; чокнулся с женой - денег в семье не будет (хотя в это верится легко, особенно если постоянно чокаться...). На поведенческом уровне суеверие проявляется в обрядовых формах: ношении талисманов и т.п. и в магических действиях: человек верит, что на судьбу можно повлиять механически, исполнением определенных обрядов или магических жестов (колдовством или просто плеванием через плечо). Исключительная устойчивость суеверий психологически объяснима: случаи их подтверждения в народной памяти прочно фиксируются, а факты явной неэффективности вытесняются[1]. Стоило ли так неистово освобождаться от религиозного опиума и честно ли было громко кричать «рабы не мы!», когда в век всеобщего прогресса и - шутка сказать, нанотехнологий! - мы стали рабами «народных целительниц в десятом поколении», жертвами «венцов безбрачия» и нехорошего «глаза» - одним словом, овцами, родившимися под знаком синего козла.

Однако обратимся к своей кривой роже, прежде чем пенять другим. А церковных суеверий такое множество и разнообразие - тут тебе и с праздниками связанные (не режь на Усекновение Предтечи круглого!), и со свечками (только через правое плечо и никак иначе), и с таинствами (а особенно с отпеванием и крещением; вопросы про нательные крестики бьют все рекорды)... Беда даже не в том, что, переступая церковную ограду и практически ничего еще не зная о Церкви, ее догматах и чинопоследованиях, мы слушаем пресловутых «бабушек», - а в том, что, впитав с молоком советской матери стойкое убеждение, что разум и вера несовместимы и все, что с последней связано, - вещи мистические и объяснения не требующие, мы некритически относимся к тому, что в храме и около него слышим. Мы путаем народное благочестие с народным невежеством, что вкупе с нашей собственной религиозной безграмотностью только укрепляет веру во все суетное и обрядовое. А ведь Св. Писание еще Ветхого Завета предостерегает нас от веры в магию: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19, 26). Заметим, что слова «Я Господь Бог ваш» прямо указывают на то, что вера в колдунов (волшебников) и их магические способности, есть идолопоклонство и прямое нарушение заповеди о почитании Единого Бога. Если же тебе кажется, что приметы сбываются, или ты боишься порчи и сглаза, поступай по словам св. Иоанна Лествичника: «Не верь, и это не будет иметь над тобой никакой власти». «Не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29, 18). Как говаривали наши бабушки «кажется - крестись!» (что, кстати, основано на мнении Отцов Церкви: «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство» (прп. Антоний Великий)).

Поэтому если вы нашли на дороге крестик, не стоит от него шарахаться как от мистического груза чьих-то неведомых грехов, просто отнесите его в храм. И когда ваша свеча погаснет во время таинства, просто зажгите ее снова. Помните слова ап. Павла: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31).

И не стесняйтесь лишний раз поинтересоваться у священника (или почитать в «Ответах настоятеля» http://www.taday.ru/vopros/20283/ ), если что-то в храме вам кажется непонятным.



[1] Общая психология. Словарь

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале