Дмитрий Сладков: Гражданская позиция Церкви

Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» «Татьянину дню» комментирует член Межсоборного присутствия Дмитрий Сладков.

Проект документа представляется весьма удачным по ряду причин.

Проект последовательно проводит линию Церкви, высказанную в свое время в связи с ИНН-страстями и заключающуюся в том, что современные компьютерные технологии, в том числе технологии идентификации личности, сами по себе не могут служить угрозой для спасения души и наследования Царствия Божия, если их использование не сопровождается сознательным отречением от Христа и Церкви Его. В то же время, эти технологии, безусловно, могут угрожать, а зачастую — уже угрожают, гражданским правам и свободам как православных христиан, так и людей всех исповеданий.

Путь спасения души — борьба с грехом в собственной душе, стяжание Духа Святаго. Пути отстаивания гражданских прав и свобод — иные, но они не закрыты для православного христианина. Более того, тревога и забота об этих условиях нормальной жизни, нормальной в современном ее понимании, которую высказывает здесь Русская Православная Церковь, делают ее попечительницей поистине «о всех и за вся».

Убежден в связи с этим, что в эпоху информационного перепроизводства и тотальной инфляции всякого слова, произносимого не перед алтарем Божиим, христианское свидетельство практическими делами перед всем миром будет все более выходить на первый план по сравнению с прямой миссионерской проповедью.

Важно, что в проекте без излишнего алармистского нажима, но при этом внятно и определенно, выражается беспокойство по поводу таких очевидных тенденций века сего, как анонимность и безответственность вездесущей власти, тотальность контроля и полицейского сыска, невозможность частной жизни, беззащитность человека перед системой. В среде образованных людей зачастую посмеиваются или даже морщатся при разговорах о «мировом правительстве», о грядущем «новом мировом порядке». Но, если разобраться, детские истории Юлии Вознесенской о приключениях с макаронами посреди сошедшего с оси мира давно уже следует рассматривать как произведения, в целом принадлежащие реалистической традиции.

Содержание и интонация проекта говорят о том, что все эти неприятные и даже страшные вещи — уже среди нас, как и мы среди них. Эта ситуация — не повод для паники. Когда будет конец света, по большому счету, вообще не наш вопрос. К выходу нас пригласят. Но эта ситуация бесспорно требует серьезного и внимательного отношения, прилежного труда, объединения усилий в совместных действиях, которые позволят нам всем еще какое-то время сохранять богоданную свободу человека и его достоинство. Ведь именно они лежат в основании гражданских прав и свобод.

Проект показывает: если в нашем современном мире с его политическими и иными противостояниями Церковь предъявляет свою позицию по действительно фундаментальным вопросам, вне сиюминутной конъюнктуры, она оказывается способна задать смысловое поле гражданского, общественно-политического объединения и сотрудничества на стратегическую перспективу. 

Читайте также:

Православная Церковь против 'электронного концлагеря'Православная Церковь против 'электронного концлагеря'

Православная Церковь против «электронного концлагеря»

31 мая 2012
На сайте Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви опубликован проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности». Его первоначальный проект был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале