Православная Церковь против «электронного концлагеря»

На сайте Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви опубликован проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности». Его первоначальный проект был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла.

Во вводной части документа говорится о беспокойстве многих людей, включая чад Церкви, «введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями». Отмечается, что были получены жалобы от тысяч людей, которых принуждали к принятию электронных документов и средств учёта помимо их воли. Даются ссылки на уже высказанную позицию Церкви, выраженную в важнейших церковных документах определениях и посланиях Архиерейского Собора, обращениях Патриарха. Отмечается, что деятельность любого священнослужителя или мирянина не должна противоречить этим общецерковным правилам.

Цитируемый проект содержит, помимо введения, ещё 8 глав, в частности:

- «Идентификационные коды и базы данных как элемент построения всемирной электронной управляющей системы»;
- «Мобильная связь»;
- «Проблема универсальной электронной карты»;
- «Угроза безопасность граждан и общества»;
- «Биометрия»;
- «Имплантируемые электронные идентификационные устройства»;
- «Случаи дискриминации и нарушения прав человека».

Не вдаваясь в подробности документа (все желающие могут с ним ознакомиться), отметим, что в нём не содержится ничего нового, о чём ранее, в течение последних лет и даже десятилетий, не было написано, заявлено или высказано с самых различных трибун православными людьми, священнослужителями, монашествующими и архипастырями. Об этом, в частности, говорили такие известные иерархи Русской Православной Церкви, как митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский (ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский) Викентий, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский (ныне архиепископ Наро-Фоминский, управляющий приходами Русской Православной Церкви в США) Юстиниан, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Более того – многое из содержащегося в документе, выносимом на общецерковное обсуждение, уже было опубликовано в книгах православного писателя и публициста Валерия Филимонова «Но избави нас от лукавого», «Святое Православие и тайна беззакония в XXI веке» и «Человек должен оставаться человеком». То, что в документе называется «всемирной электронной управляемой системой», в книгах Филимонова называлось совершенно определённо – «электронный концлагерь». Писал Филимонов и о микрочипах – «цифровых ангелах», вживляемых в кожу человека, через которые можно будет контролировать все передвижения человека и его финансовые операции с помощью навигационных спутников, о чём говорится в разделе «Имплантируемые электронные идентификационные устройства». Реализация гражданских прав и получение самых элементарных материальных благ будет зависеть от лояльности Системе, идеологические и мировоззренческие установки которой, как очень деликатно говорится в документе, «могут оказаться несовместимыми с христианством».

Дело в том, что слишком долго поднимать эту проблему в церковной среде было, мягко говоря, не принято. С одной стороны, её усиленно эксплуатировали внутрицерковные группы, находящиеся в оппозиции к священноначалию, вроде бывшего епископа Диомида и поддерживающих его ресурсов. Поднимать эти проблемы, по мнению некоторых, значило «лить воду на мельницу раскольников». Православные консервативные ресурсы, поднимавшие эту проблему, такие как журнал «Благодатный огонь» или сайт «Русская народная линия», подвергались обвинениям, зачастую необоснованным, в «раскольнической деятельности». С другой стороны, многие из тех, кого причисляют к «церковным модернистам» и «реформаторам», искусственно занижали эту проблему, выводя её за пределы официального церковного дискурса.  

Сегодня ситуация поменялась не только в Церкви, но и в российском обществе. Очень многое прояснила продолжающаяся и сегодня попытка антигосударственного путча в России, до самых мельчайших деталей напоминающая «цветные революции», в том числе и на постсоветском пространстве. Наиболее отчётливо это видят те, кто стал очевидцем этих революций, в частности на Украине и в Молдавии. При этом, как справедливо отмечает секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, практически все известные церковные модернисты, идеологи «перестройки в Церковь», оказались в лагере «болотных революционеров». В то же время ресурсы, известные своей консервативной позицией, в частности, вышеупомянутая «Русская народная линия», выступили против революции, в поддержку законного Президента и Патриарха Кирилла.

Однако, какими бы ни были политические перипетии в стране, от них менее всего должна зависеть судьба предлагаемого к обсуждению документа. В нём говорится о действительно острых и серьёзных проблемах, стоящих не только перед нашей страной, но и перед всем миром. На строительство «глобального человейника», как его назвал Александр Зиновьев, острее всего реагирует Православная Церковь, потому что за всеми этими «естественными глобальными процессами» очень легко прочитываются апокалиптические пророчества.

Обсуждение проекта только начинается, и, несмотря на то, что инициатива такого документа давно исходит с мест, обсуждение не будет простым. Выразить своё отношение к данному документу сможет каждый клирик и мирянин. А может быть, нам, представителям православного сообщества, всё-таки начать обсуждение с самих себя? Не принимаем ли мы сами участие в строительстве этой зловещей системы, когда, забывая о наших родных и близких, целыми сутками просиживаем в социальных сетях? Ведь и рай, и ад в самих себе и вокруг нас творим мы сами.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале