Патриархи России

Через несколько дней на Поместном Соборе будет избран новый Патриарх. Чтобы осознать значимость события, вспомним как и когда было установлено Патриаршество в Русской Православной Церкви? Кто был первым русским Патриархом? Почему Петр I упразднил этот институт в Российской Империи?

Установление патриаршества в России произошло в 1589 г. во время правления сына Ивана Грозного - Федоре Ивановиче при живейшем участии Бориса Годунова. До этого момента Русская церковь была греческой митрополией. Православные Церкви других государств терпели весьма бедственное положение, в связи с этим патриархи нередко навещали Москву, чтобы получить «царскую милостыню».

В 1586 году с этой же целью прибыл Антиохийский патриарх Иоаким, которому царь объявил о своем желании устроить в столице «превысочайший престол патриарший». Иоаким пообещал посодействовать в этом вопросе, но на деле ничем не помог. И только приехавший через 2 года (опять же за деньгами) Константинопольский патриарх Иеремия возвел на патриарший престол митрополита Иова.

Иов - первый русский Патриарх

Произошло это так. Когда выяснилось, что Иеремия никаких постановлений вселенского собора об учреждении в России патриаршества не привез, ему дали понять, что его не выпустят из Москвы, пока он не возведет на патриарший престол митрополита Иова, что Иеремия и вынужден был совершить. А все полагающиеся по канонам документы с подписями трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов были присланы лишь спустя два года. Однако и здесь не обошлось без недоразумения - вместо обещанного третьего места (после Константинопольского и Александрийского) нам было присвоено лишь последнее - пятое.

Установление патриаршества упрочило авторитет Русской Церкви и России как православной державы и повлекло за собой ряд изменений. Церковь была разделена на несколько возглавляемых митрополитами округов, которые в свою очередь состояли из епархий. В обязанности патриарха входило управление всеми митрополиями, поставление высших церковных иерархов, заведование церковным судом и участие в некоторых государственных делах. Отныне поставление в сан патриарха Московского совершалось в Успенском соборе при участии всех русских митрополитов и царя.

Первым русским патриархом стал Иов (1589-1605, ум. в 1607). Период его деятельности совпал с трудным этапом в жизни России - Смутным временем. Иов предал анафеме Лжедмитрия I, но самозванец, добившись власти, свел его с патриаршего престола и отправил в Старицу (где спустя два года святитель скончался) и избрал на его место лояльного к католичеству и собственной персоне Игнатия, архиепископа Рязанского, грека по происхождению (Игнатия Русская церковь за патриарха не признает). Когда же Лжедмитрия I убили, Игнатия сослали в Чудов монастырь.

 

Патриарх Гермоген - "начальный человек на Руси"

Новым царем был избран Василий Шуйский. Он намеревался возвести в сан патриарха митрополита Казанского Гермогена (1606-1612). Но тот, будучи человеком безупречно честным, свято служившим Церкви и Отечеству, а не личным интересам, отказался от предлагаемого сана, так как в это время еще был жив первый русский патриарх Иов, находившийся в Старице. И только когда Гермоген получил грамоту от Иова, в которой тот, ссылаясь на старость и крайнее изнеможение, просил своего преемника занять патриарший престол, он согласился.

Став патриархом, Гермоген восстановил в Москве сгоревшую книгопечатню, начал исправление богослужебных книг, велел переводить их с греческого и писать летописи. Гермоген разрешил народ от анафемы, которой связал его патриарх Иов за нарушение присяги дому Годуновых и убийство молодого Федора Борисовича. Акт народного покаяния прошел в Успенском соборе в присутствии патриарха Иова, который в конце объявил присутствующим о прощении и умолял впредь так не поступать.

В период Смуты Гермоген, один из немногих, оставался верен православию и национальной идее. Так, когда началось возмущение против Василия Шуйского, Гермоген пытался отстоять царя, видя в нем единственного законного правителя. Он несколько раз выходил и успокаивал толпу. Когда же мятежники все-таки низложили царя, патриарх стал «начальным человеком на Руси».

Святитель как мог противился избранию на русский престол Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Он обратился к городам и освободил их от присяги Владиславу, призвав их к вооруженному восстанию. Когда ополчение двинулось на Москву, поляки сначала просили Гермогена утихомирить народ, но святитель наотрез отказался, сказав, что его не заботит ничего кроме участи его Родины. Тогда поляки взяли под стражу неугодного первоиерарха и отправили  в Чудов монастырь. Но и находясь в заточении, Гермоген не переставал взывать к народу, умоляя не пускать на русский престол сына Марины Мнишек и Тушинского вора. Там Гермоген и принял мученическую смерть от голода. Впоследствии патриарх Гермоген был причислен к лику святых как священномученик.

Царев отец - Патриарх Филарет

С момента смерти Гермогена в течение семи лет патриарший престол пустовал. В 1619 г. в Москву из польского плена вернулся митрополит Филарет (в свое время насильно постриженный в монахи Федор Никитич Романов), отец вновь избранного царя Михаила Романова.

По инициативе юного царя Иерусалимский патриарх Феофан IV, находившийся тогда в Москве, возвел Филарета (1619-1634) в сан патриарха. Благодаря родству с царем, власть первосвятителя достигла небывалой высоты: он принимал участие во всех государственных делах, был фактически соправителем Михаила Федоровича и даже носил титул великого государя.

Такое единение царя и патриарха в большей степени отвечало представлениям русского народа о симфонии царственной и священной власти. Как первоиерарх Филарет делал все возможное, чтобы защитить страну от западных религиозных влияний, так как еще находясь в польском плену он осознал недопустимость унии для России. Сознавая свое исключительное положение, Филарет, чтобы избежать злоупотреблений полномочиями со стороны будущих патриархов, заранее позаботился о преемнике - им стал кроткий Иоасаф (1634-1640).

Иоасаф уже не занимал столь высокого положения. Как впрочем и Иосиф (1640-1652), при котором царь Алексей Михайлович издал Соборное уложение, ограничивающее влияние церковной иерархии и патриарха в частности, которое Иосиф со смирением принял.

 

Патриарх Никон -  реформатор

Шестым патриарший престол занял Никон (1652-1666), личность чрезвычайно яркая, деятельная и харизматическая. Он сделал невероятную карьеру - от сельского священника до главы Русской церкви. При нем значение патриарха вновь резко возросло. Алексей Михайлович, прозванный за мягкий нрав Тишайшим, предоставил ему право решающего слова по всем церковным вопросам и подписания важнейших государственных документов, где он так же, как и Филарет, именовался великим государем.

Во время польско-литовских походов патриарх оставался полноправным заместителем царя. Но постепенно отношения между первосвятителем и царем начали ухудшаться. Причиной тому была попытка Никона представить патриаршую власть выше царской и фактически ущемить полномочия царя.

В результате усилившихся разногласий в 1664 г. Никон удалился в Новый Иерусалим, ожидая, что его вскоре позовут обратно. И действительно, незлобивый Алексей Михайлович сначала попросил первоиерарха вернуться, но был поражен его враждебностью и недоброжелательностью, поэтому, когда Никон спустя время прибыл в Москву, его не пустили. В 1666 г. по инициативе Алексея Михайловича был созван Архиерейский собор, на котором Никона лишили сана за самовольное оставление патриаршего престола и отправили в монастырь. Это был единственный случай легитимного низложения патриарха в истории Русской церкви.

Адриан - последний Патриарх допетровской России

Алексей Михайлович извлек урок из сложившейся ситуации. Уже на Соборе 1666-1667 гг. были приняты некоторые положения, ограничивающие власть патриарха: Собор постановил, что во всех государственных делах главенствует царь, а в церковных - собор епископов, а не единолично патриарх.

Естественным итогом Собора стало избрание нового первоиерарха. Им стал тихий и скромный Иоасаф II (1667-1673). Он, как и его преемники Питирим (1673), Иоаким (1673-1690), Адриан (1690-1700), не вмешивался в государственные дела, стараясь сохранить хотя бы некоторые привилегии духовенства.

Все патриархи выступали против засилья иноземцев и западного влияния на русскую культуру. Но занявший в 1689 г. русский престол Петр, одержимый идеей европеизации, не внимал их здравым предостережениям и проводил политику, направленную на сокращение прав духовенства и ограничения полномочий патриарха. Между первосвятителем Адрианом и молодым Петром Алексеевичем произошел конфликт, который начался с того, что Адриан отказался постричь первую жену Петра I Евдокию Лопухину в монахини, и достиг своего апогея, когда Адриан был с позором изгнан царем за то, что пришел печаловаться о стрельцах после Стрелецкого бунта.

Со смертью Адриана Петр I поставил местоблюстителем патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского. Впоследствии царь упразднил институт патриаршества, заменив его Святейшим Синодом, непосредственным руководителем которого был уже не священнослужитель, а обер-прокурор - светский чиновник, назначаемый царем. «Верховным судьей» и фактическим главой Синода являлся император. Так,  Церковь юридически превратилась в один из государственных департаментов. Синодальный период Русской Церкви продолжался до 1917 г.

 

 

При подготовке использованы материалы из открытых источников:

http://www.hrono.info/biograf , www.allpravo.ruwww.radonezh.ru

С. Перевезенцев. История России. Великая судьба. М. 2006.

Прот. Владислав (Цыпин). История Русской Церкви. Т. 5, М., 1991.

Прот. Владислав (Цыпин). История Русской Церкви. Т.9. М., 1997.

 

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале