«Русиздат»: На благо православного информационного пространства

За последние десять лет многочисленные православные предприниматели выстраивают свой сегмент рынка. Между ними возникают связи, создается информационное поле. Что это за явления? На этот вопрос отвечает руководитель издательства «Русиздат» Марина Петровна Клочкова.

В наши дни можно говорить о формировании православного делового и информационного сообщества. Это явление уникально: его не было в царской России, нет и, например, в современной Греции – странах, не переживших насильственного отделения Церкви от государства. В априори религиозном обществе православным именуют лишь то, что относится собственно к богослужебной жизни. Быть верующим там естественно, а потому религиозно настроенных представителей того или иного рода деятельности не выделяют в отдельную категорию. В атеистической же среде сообщество верующих людей начинает развиваться по принципу диаспоры – появляются врачи, строители, предприниматели, позиционирующие себя как православные. Это не плохо и не хорошо – это факт. За последние десять лет у нас появились: православные журналы для строителей и ювелиров, православные интернет-магазины, где продаются не только иконы и крестики, но и товары для здоровья, одежда и т.п. Многочисленные православные предприниматели выстраивают свой сегмент рынка. Между ними возникают связи, создается информационное поле. Что это за явления? За ответом на этот вопрос я отправился в организацию, поставившую своей задачей развитие православного информационного пространства, – медиакомпанию «Русиздат», в которую входят деловое издательство и IT-компания. Нас любезно встретила Марина Петровна Клочкова – руководитель издательства «Русиздат».

Марина Петровна КлочковаМарина Петровна Клочкова

- Насколько я знаю, первое ваше начинание – выпуск деловых православных журналов. Как появилась эта идея?

- Мысль издавать журнал, который аккумулировал бы в себе всю информацию, необходимую для строительства храма и организации приходской жизни, возникла у меня много лет назад, когда мне самой довелось потрудиться над постройкой церкви. Тогда, в начале девяностых, найти строителей и художников, имеющих знания и опыт церковного благоукрашения, было очень сложно. О них приходилось разузнавать через знакомых. Недавно мне пришлось вспомнить об этой непростой ситуации, читая письма игумена Никона (Воробьева), относящиеся к 1950-м годам. Старец пишет своей духовной дочери: «Есть в Козельске или в окрестностях мастера, могущие делать иконостас? Если есть, то поговори с ними. Мы, а может быть, и Вязьма, думаем делать иконостас. Я думал делать там, так как здесь (в Смоленске) нет подходящего материала… Главное, живы ли еще мастера?» Когда строили храм мы – в 1992 году, – рядом тоже не было церковных строительных организаций, мы не знали, к кому обратиться, и, тем паче, не могли выбирать. Вот так и сложилось, что целью работы «Русиздата» стало формирование информационного поля, где могли бы встретиться все, кто трудится на благо Церкви: настоятели храмов – и строители, иконописцы, создатели утвари и т.п.

- Как называются ваши журналы?

- «Церковный строитель», «Благоукраситель», «Ризница» и «Церковный ювелир». Мы выпускаем их раз в два месяца и рассылаем по всей России – стараемся, чтобы издания приходили настоятелю каждого православного храма. Работаем и с зарубежьем.

- А почему их четыре? Ведь вначале вы говорили об одном журнале?

- Практически невозможно сделать качественное издание, которое охватывало бы сразу все сферы деятельности. Это получится просто сборник рекламы. Мы же выпускаем специализированные, профессиональные журналы. Стиль, характер «Церковного строителя» и «Церковного ювелира» отличаются друг от друга – потому что у тех, кто строит храмы, и у тех, кто поставлен формировать ассортимент церковной лавки, задачи несколько разные. Мы распространяем журналы на тематических мероприятиях: художественных, строительных, ювелирных выставках и т.п. Было бы неудобно, если бы в одном издании мы собрали и церковные купола, и погребальные венки.

- Вы работаете с 2004 года. Многое ли за это время изменилось?

- Благодаря своей работе мы видим, как меняется, растет количественно и качественно православный сегмент рынка. За те семь лет, что мы существуем, появилось множество новых компаний, разрабатываются технологии, осваиваются новые виды деятельности. Например, в первых номерах «Церковного строителя» можно прочесть о том, что изобретен способ нанесения натурального золота на нержавеющую сталь гальваническим методом, до этого сталь покрывали обычно только нитридом титана. А сегодня такое золочение стало обычным делом. Если же говорить о сознании людей – изменения есть и здесь. Когда мы начинали работу, словосочетание «православная реклама» многим казалось странным. Теперь люди не только поняли, что информация – а значит, и реклама, необходима в любой деловой сфере, но и стали активно перенимать опыт.

- Можно сказать, что за эти годы издания «Русиздат» надежно заняли свое место среди православной периодики?

- У каждого уважающего себя издания должна быть своя ниша. Мы издаем периодические журналы, которые читают именно для того, чтобы получить деловую информацию, – в них рассказывают о себе те, кто льет колокола, реставрирует храмы, продает оптом те же церковные свечи или лампадное масло. Есть журналы, которые выходят для того, чтобы их читали на досуге и узнавали об азах Православия – там информация о церковных товарах и услугах будет смотреться странно. Не пойдет же новоначальный, желающий прочитать о таинстве Покаяния, заказывать колокол. А если и решит сделать такое доброе дело – я бы посоветовала ему не следовать первому попавшемуся рекламному объявлению, а изучить журналы, где представлены ведущие литейные предприятия. Почти в каждом выпуске наших журналов даны советы специалистов. Те, кто собрал у себя подборку «Церковного строителя», могут руководствоваться ею во многих подобных вопросах. Зато в журнале «Ризница», будет вполне уместна реклама каких-то курсов для входящих в Церковь, анонсы книг и т.п.

- Случается ли, что авторы журнала не согласны между собой?

- Я не буду говорить о ситуациях, когда предприятия не могут поделить авторские права или обвиняют друг друга в некомпетентности, – увы, сегодня это часто встречается: приходя в Церковь, люди не оставляют за порогом своих страстей, а растущий и развивающийся рынок всегда конфликтен. Но если бы вы знали, сколько ведется творческих споров! Апостол Павел сказал, что разногласиям быть должно – через них выявляются искуснейшие. И мы сегодня, видимо, имеем этот случай. Пожалуй, наиболее распространенная тема дискуссий – соотношение традиционных технологий с новшествами. Можно ли применять в церковном строительстве новые материалы или следует строить из того же, что и сотни лет назад? Каким лаком покрывать иконы: олифой или современным, зарубежного производства? Чем расписывать храм? Бывает интересно ознакомиться с разными позициями: каждый приводит свои аргументы, часто весьма обоснованные. Наши читатели имеют возможность составить свое мнение, что немаловажно: когда им самим придется заказывать, например, роспись храма, они будут знать, чем руководствоваться.

- А есть ли у вас публикации, дающие основные знания по тем или иным сферам деятельности: церковной архитектуре, иконописи и т.п.?

- И не только азы! Например, как провести обследование переданного Церкви храма, как правильно оформить документацию… В каждом выпуске мы отводим место под консультационные статьи. В «Церковном строителе» ведут рубрики такие известные архитекторы, как М.Ю. Кеслер, А.Н. Шепелев, нередко публикуется А.А. Анисимов. Приводятся примеры проектов храмов, рассказывается о разных технологиях, обсуждаются новости церковной жизни – например, отправной точкой для немалого числа статей стало решение о строительстве быстровозводимых храмов. Это вызвало споры, подвигло многих к поиску творческих решений: как за небольшие деньги построить не типовой, а уникальный храм; как сделать возведенную по стандартному проекту церковь неповторимой, внося в ее убранство какие-то интересные элементы декора... В «Церковном ювелире» читатели уже привыкли искать странички «Справочник руководителя церковной лавки»: там рассказывается, как определить качество ювелирных изделий, подобрать ассортимент товара, построить отношения с поставщиками. Есть у нас и не относящиеся прямо к работе, но важные для каждого человека материалы – например, страничка православного психолога. Обо всем не расскажешь – заходите на наш сайт www.rusiz.ru и читайте: свежий номер можно «полистать» прямо в Интернете, статьи из прошлых выпусков находятся в архиве. А для тех, кому это нужно для работы, мы будем рады оформить бесплатную подписку.

- Чувствуете ли вы обратную связь с читателями?

- Безусловно! Недавно нам сообщили, что на Командорских островах, на Камчатке, построен храм, фирму-подрядчика для которого выбирали по «Церковному строителю». В итоге мастера из Нижнего Новгорода трудились на самой восточной окраине нашей Родины. Как бы иначе о них там узнали? Люди часто звонят, пишут – просят прислать журналы, спрашивают, где заказать, например, просфоры для богослужения, как оборудовать собственный свечной заводик… Однажды спросили, кто делает баки для святой воды, и вопрос неожиданно оказался непростым.

- Не опасаетесь ли вы, что с развитием Интернета журналы станут не нужны?

- Нет. Интернет и печатные издания – это разный формат подачи информации, они дополняют друг друга. В наших журналах все стабильно: можно, обратившись к старым выпускам, отследить историю публикующихся у нас компаний, оценить их надежность, увидеть развитие. Читатели получают необходимую им информацию, не прилагая усилий для поиска. Производителям церковных товаров и услуг удобно давать материалы о себе в наших журналах. Мы постоянно работаем над усовершенствованием формы подачи информации, как в печатных изданиях, так и в Сети – начиная с интернет - версии свежего номера журнала, который всегда можно полистать у нас на сайте, и заканчивая специализированным порталом Riznica.ru. Как вы знаете, у нас есть несколько IT-проектов.

- Какой из них был первым?

- Издавая журнал, мы довольно скоро начали думать над созданием его интернет-аналога. В итоге родилась Ризница.ру. Это торговая площадка, где можно сравнить продукцию разных производителей, а можно зайти на страничку заинтересовавшей вас компании.

- Вы создали несколько бесплатных конструкторов сайтов. Зачем вам это?

- А для чего люди строят храмы, помогают бедным? Каждый старается послужить Богу и людям как может. Развитие православного Интернета сегодня необходимо, чтобы помочь людям узнать о вере, донести до них информацию о церковной жизни. Каждый приход должен иметь свой голос в Сети – об этом не раз говорил Святейший Патриарх. А ведь многие храмы не имеют собственных специалистов, способных создать и поддерживать сайт, им трудно найти средства на это. Поэтому мы даем приходам возможность создавать свои сайты с помощью нашего конструктора Приход.ру.

- Сайт Приход.ру прост в обращении?

- Работать с ним не сложнее, чем заполнять страничку в «Контакте». Достаточно выбрать из предлагаемых вариантов дизайн, разделы, придумать имя. И уже можно наполнять сайт: писать или копировать из Word тексты, загружать фотографии.

- А если кто-то запутается и в этом?

- Команда техподдержки каждый будний день с 9.00 до 18.00 отвечает на вопросы пользователей. Кстати, если к нашим специалистам обратится кто-то, делающий сайт с помощью других ресурсов, мы поможем и ему.

- Да, на интернет-секции Рождественских чтений пришлось услышать немало добрых отзывов пользователей в адрес сотрудников службы техподдержки. Задам каверзный вопрос: а для чего, собственно, нужен конструктор именно православных сайтов? Ведь существуют Narod . ru , Ucoz . ru ?

- Это неплохие конструкторы, и они тоже бесплатные. Но не совсем.

- Как это?

- Дело в том, что они бесплатны, только если не отключать рекламу. А православные сайты не могут себе этого позволить.

- Почему?

- Реклама для сайтов выбирается компьютерной программой в зависимости от их содержания. Если вы создали кулинарную страничку – на ней, скорее всего, появится объявление о преимуществах тех или иных сковородок или специй. Когда же система определяет содержание сайта как религиозное – она подбирает соответствующие объявления, и на странице храма может оказаться призыв посетить собрание какой-нибудь секты. Что будет, мягко говоря, неудобно.

- Представляю себе: прихожанка открывает сайт, чтобы узнать расписание служб, а там приглашение к иеговистам.

- Да уж. Или это объявление прочтет строгий благочинный… Так вот, на Приход.ру мы никакой посторонней рекламы не размещаем – такова наша политика.

- Сколько сайтов создано с помощью Приход.ру?

- Сейчас их более 2000. В день создается примерно пять новых сайтов.

Сайт, сделанный с помощью Приход.руСайт, сделанный с помощью Приход.ру

- Информацию о Приход.ру можно встретить во многих изданиях, в Интернете – вы стремитесь, чтобы как можно больше приходских страниц было создано с помощью вашего конструктора?

- Хотелось бы, чтобы люди знали о возможности обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, ведь, как я уже говорила, мы оказываем поддержку и тем, кто создал свой сайт на других ресурсах. Наша задача – развитие православного Интернета в целом.

- Вы говорите о развитии православного Интернета. А сотрудничаете ли вы с другими крупными церковными Интернет-ресурсами?

- Да. Мы разработали совместный проект с порталом Православие.ру. Информация обо всех храмах, сайты которых созданы на Приход.ру, будет попадать на этот портал. А с него информация может экспортироваться к нам: на страницах приходских сайтов можно поместить ресурсы портала Православие.ру: Новости, Мониторинг СМИ, Календарь, Икону дня. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале