Чтение Великого поста. Двадцать второй день от Светланы Луганской

По доброй традиции, православные христиане стараются провести Великий Пост за молитвой, чтением Евангелия и благочестивых книг и наставлений. Что выбрать? Двадцать второй день представляет Светлана Луганская.

 

Светлана Луганская: 

- Мне бы хотелось поделиться проповедью Святейшего Патриарха Сербского Павла о Причастии. Принятие Святых Христовых Тайн - одно из важнейших событий в жизни христианина, а то, что говорил об этом покойный Предстоятель Сербской Церкви, может быть очень полезным всем православным христианам.

Патриарх Сербский Павел
О посте и Причастии
(перевод Светланы Луганской)

Сам Господь говорит о значении Святого Причастия для духовной жизни христианина: " Я есмь хлеб, сшедший с небес. .... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. … истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие". (Ин.6,55-56).

Со всей полнотой веры этим словам Христа первые христиане спешили к святому Причастию, спешили не по предписанию, но с искренним убеждением, что без него духовная жизнь невозможна, как невозможна жизнь человека без воздуха, ибо человек дышит не по приказу, а спонтанно, зная, что, перестав дышать, он задохнется и умрет. Первые христиане каждое воскресение, каждый праздник собирались на литургию и после дьяконского возгласа - „со страхом Божиим и верою приступите!" подходили к Чаше и причащались. Они хорошо понимали, что соприкасаются с глубочайшей тайной и величайшим даром милосердия Божия и старались приступать к Всесвятому и Пречистому Богу в святом Причастии в чистоте и святости сердца и души. Их называли святыми, и они воистину были святыми, они хранили себя от греха, ибо знали, что " всякий, делающий грех, есть раб греха", (Ин.8,34), что грех отвращает человека от Бога, уводит с пути, ведущего к Нему, бесчестит душу, делает ее неспособной к принятию святого Причастия. Тот из них, кто падал и согрешал, немедленно поднимался, очищал душу исповедью, чтобы не принимать святое причастие в грехе и нечистоте : "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней..."(1Кор.11,27)

В то же время, христиане свято придерживались поста, зная, что пост – божественное установление, так как уже в Ветхом Завете пост дается Господом как "заповедь вечная". А в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос постился и сказал, что и ученики Его будут поститься. Постились апостолы, постились все святые... Пост соблюдали в определенное время, положенное для поста, а причащались постоянно и в пост, и вне поста, понимая необходимость принятия Святых Тайн; в пост постились и причащались, а в отсутствие поста ели обычную пищу и причащались, так же как это сегодня делают священники.

Изначально не было принято какой-то особенной подготовки к Причастию и даже пост не считался условием для него. К причастию готовились всей своей жизнью, образом жизни, соблюдением всех Божиих заповедей и хранением себя от всякого греха.

Так поступали и священники, и верующие христианской Церкви, так было на протяжении периода гонений, первые 300 лет, так как членами Церкви становились только те, кто по твердой вере в Царство небесное был готов на любые испытания, чтобы стяжать его. Жизнь первых христиан отличалась высокой нравственностью, но с 313 года, когда император Константин дал христианам свободу, в Церковь начали приходить не только те, кто искал в ней сокровище, скрытое на поле и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то»(Мф.13: 44). По этой причине уровень нравственности христиан стал снижаться; по-прежнему многие причащались, и причащались регулярно, но без прежней ревности к чистоте жизни, чтобы достойно принять Святые Тайны.

Другие же стали реже приступать к святой Чаше, оправдываясь тем, что хотят как можно лучше подготовиться. Но борьба за чистоту души начиналась лишь накануне Причастия, прежнее рвение угасало. Давалось все труднее, и верующие все чаще откладывали и подготовку и само Причастие, пока не дошло до того, что Тело Христово стали принимать четыре раза в год или того реже.

Ради тех, первых, по слову святого Иоанна Златоуста, Церковь и установила сорокадневный пост перед Рождеством и Пасхой, ибо заметила вред, который происходил от небрежной подготовки к Причастию. Отцы Церкви определили 40 дней для поста, чтобы все мы, очистив душу внимательной молитвой, милостыней, постом, всенощными бдениями, слезами покаяния, приступали к святому Причастию с чистой совестью, насколько это только возможно.

Других же святой Отец (святой Златоуст) предостерегает, чтобы не ослабляли усилий и готовились не время от времени, накануне Причастия, но постоянно хранили чистоту совести, чтобы регулярно приступать к святой Чаше. На вопрос кто прав, те ли кто редко причащается или те, кто делает это часто, святитель отвечает: "Ни первые, ни вторые, но те, кто причащается с чистой совестью, чистым сердцем и в святости жизни. Эти да приступают всякий раз, а те, другие – ни разу. Так как они призывают на себя суд, осуждение, наказание и мучения".

Но в последнее время сознание народа изменилось до такой степени, что из всех средств очищения души ради подготовки к этой, самой близкой встрече, для соединения с Господом, для принятия Его Тела и Крови, он видит лишь телесный пост, в посте он видит все и вся. Многие священники задают причастнику только один вопрос: «ты постился?», и услышав утвердительный ответ, говорят: „Приступи!“ Как будто важно только это, а все остальное второстепенно, а именно: знает ли пасомый к чему и ради чего приступает, знает ли Символ веры и главные молитвы, чист ли его язык от лжи, сквернословия и грубых слов, чист ли он от блуда; а если приходит женщина – не суеверна ли она, не ходит ли к гадалкам и знахарям, не носит ли амулеты, не делает ли аборты… А о том, чтобы поинтересоваться регулярностью молитвы, чтения Священного Писания, богомыслием причастника и речи нет.

Против такого механического подхода к святому Причастию православного народа борются священник-пастыри, которые интенсивно трудятся над тем, чтобы верующие причащались как можно чаще, по возможности, на каждой Литургии, и готовились к нему с неизменным вниманием, постоянно хранили чистоту своей души. Зная духовное состояние каждого члена своего прихода, своей паствы, одним они советуют причащаться в течение поста как можно чаще, другим делать это и тогда, когда поста нет, постясь накануне два-три дня, или неделю, некоторым же причащаться постоянно и без поста. ...

Несомненно, воля верующих должна быть направлена на регулярность причащения, но при одном условии: что они постоянно будут внимательны к состоянию своей души, будут соблюдать духовный пост, хранить сердце, зрение и слух, все свои чувства от греха, а не просто отказывать себе в определенной пище, поститься телесно лишь накануне Причастия.

Следовательно, необходимо избегать однобокости подхода и любых крайностей в отношении к посту и причащению.

Чтение Великого поста. Двадцать первый день от Михаила Селезнева

Чтение Великого поста. Двадцатый день от Григория Александровича Любимова

Чтение Великого поста. Девятнадцатый день от Виктора Антоновича Садовничего

Чтение Великого поста. Восемнадцатый день от игумена Всеволода (Варющенко)

Чтение Великого поста. Семнадцатый день от игумена Евфимия (Моисеева)

Чтение Великого поста. Шестнадцатый день от протоиерея Всеволода Чаплина

Чтение Великого поста. Пятнадцатый день от протоиерея Максима Козлова

Чтение Великого поста. Четырнадцатый день от Александры Никифоровой

Чтение Великого поста. Тринадцатый день от Фредерики де Грааф

Чтение Великого поста. Двенадцатый день от Андрея Десницкого

Чтение Великого поста. Одиннадцатый день от Елены Жосул

Чтение Великого поста. Десятый день от Ольги Седаковой

Чтение Великого поста. Девятый день от Владимира Буреги

Чтение Великого поста. Восьмой день от иеромонаха Симеона (Томачинского)

Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина

Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)

Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)

Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко

Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта

Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения







Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале