Чтение Великого поста. Четырнадцатый день от Александры Никифоровой

По доброй традиции, православные христиане стараются провести Великий Пост за молитвой, чтением Евангелия и благочестивых книг и наставлений. Что выбрать? Четырнадцатый день представляет византолог и публицист, лауреат Макариевской премии 2012 года Александра Никифорова.

Александра Никифорова:

- Самый незабываемый, глубокий Великий Пост и самая долгожданная, радостная Пасха в моей жизни пришлись на тот год, когда я ежедневно читала, утром и вечером, дома службы Постной Триоди. Каждому советую! А для ТД предлагаю отрывок из проповеди святого наших дней, греческого старца Емилиана (Вафидиса) о том, что если человек в отчаянии, если он пал очень низко, если ему тяжело, но все же он хоть немного молится (а значит верит своему Отцу), то самый мрачный мрак его души однажды непременно озарит божественный свет.   

Архимандрит Эмилиан (Вафидис)

Молитва на Святой горе вчера и сегодня 

…Кто не слышал об афонской молитве? Это всего лишь несколько слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Криком души «Господи» мы славим Бога в Его величии, Царя Израиля, Создателя видимого и невидимого мира, перед Которым трепещут серафимы и херувимы.

Сладчайшим воззванием «Иисусе» мы свидетельствуем о том, что Христос, Спаситель наш, здесь. Мы благодарим Его за то, что Он даровал нам жизнь вечную. Третьим словом «Христе» мы признаем, что Христос есть Сын Божий и Сам – Бог. Ведь нас спас не человек и не один из ангелов, но истинный Бог, Иисус Христос.

Затем с сокровенной просьбой «помилуй мя» мы поклоняемся Богу и просим Его, чтобы Он смилостивился над нами и ради спасения исполнил то, о чем мы Его просим, чего желаем, в чем нуждаются наши сердца. Какая глубина в слове «мя»! Ведь речь идет не только обо мне самом, но и о всех, получивших гражданство в державе Христовой, в святой Церкви.

И в конце, дабы наша молитва была более полной, мы прибавляем слово «грешного», исповедуя свою греховность, как это делали все святые... Умное делание охватывает весь мир и доходит до каждого человека.

Позвольте мне рассказать вам об одном монахе, с которым я был знаком. Ему пришлось пережить в монастыре духовный кризис. Лукавый враг воспламенил его ум. Силы зла хотели отвести его от Церкви и превратить в «искателя истины». Его душа бушевала, как пенящиеся волны, и жаждала избавления от затруднения. Иногда он вспоминал о молитве, но она выходила слабой, ибо он сам уже утерял веру в нее. Его непосредственное окружение не в состоянии было ему помочь. Насколько бессильным становится человек, когда сталкивается с трудностями! Кто из нас не переживал такие мрачные ночи, ужасные дни и трагические испытания!

Итак, наш монах не знал, что делать. Дневные прогулки не помогали ему, сумерки его душили. И вот однажды ночью он почувствовал, что задыхается. Встал открыть окно келии, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Кругом была темнота – около трех часов ночи. И вдруг он увидел, как свет озарил все вокруг! Он нагнулся, чтобы посмотреть, откуда исходит свечение, но не смог отыскать источника. Обманчивый мрак сделался светом, засияло сердце монаха. Свет наполнил всю его келию! Он подумал, что, быть может, все дело в лампаде? Но как могла керосиновая лампадка сотворить такой вездесущий свет!

Вновь обретя надежду, но еще не осознав, что происходит, монах вышел в темный двор монастыря, прежде казавшийся ему адом. Он ступил в молчание, в ночь. И вдруг видит: и там все покрыто светом! Не осталось ничего, покрытого мраком. Светились деревянные балки, окна, храм, земля, по которой шел он, небеса, монастырский колодец, сверчки, ночные птицы – все! И спустились звезды, и снизошли на землю небеса, и показалось ему, что все вдруг – земля и небеса – стало единым небом. И все пело молитву! И сердце монаха распахнулось, присоединилось к всеобщему ликованию и молитвословию. Ноги не слушались его. Он не помнил, как открыл дверь, вошел в храм, облачился, когда пришел другой монах, и началась служба – он не знал, как все это произошло. Он перестал замечать что-либо и понимал только то, что стоит перед престолом, перед незримо присутствующим Богом, и служит литургию. И касаясь струн сердца и алтаря, его голос отзывался в «пренебесном жертвеннике». Служба продолжалась, храм освещался лампадами. Окончилось чтение Евангелия. Уже не было света вокруг него, но свет утвердился в его собственном сердце. Кончилось все, но не умолкла та песня, которую воспевало его сердце. Так, благодаря чудесным минутам, когда небо и земля творили единую молитву, он понял, что жив только в молитве.

Верно сказал псалмопевец Давид, что имя Божие дает нам жизнь: Имене Твоего ради, Господи, живиши мя (Пс. 142, 11). По дивному слову святого Григория Синаита, молитва – это пламень радости, благоухающий свет, апостольское вещание, благовестие Господа, извещение сердца, познание Бога, Иисусово радование и веселие души, милость Божия, луч умного Солнца Христа, благодать Божия. Молитва – это Бог, творящий все во всем.

По книге: Архимандрит Эмилиан. Слова и нставления. Том 1–2. М.: Храм св. мц. Татианы, 2006. С.215–217.

 

Чтение Великого поста. Тринадцатый день от Фредерики де Грааф

 

Чтение Великого поста. Двенадцатый день от Андрея Десницкого

 

Чтение Великого поста. Одиннадцатый день от Елены Жосул

 

Чтение Великого поста. Десятый день от Ольги Седаковой

 

Чтение Великого поста. Девятый день от Владимира Буреги

 

Чтение Великого поста. Восьмой день от иеромонаха Симеона (Томачинского)

 

Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина

 

Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)

 

Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

 

Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)

 

Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко

 

Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта

 

Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале