В первый день работы III фестиваля «Вера и слово» участники обсудили современное положение и перспективы православных СМИ

В первый день работы III фестиваля «Вера и слово» участники обсудили современное положение и перспективы православных СМИ

Во вторник 25 ноября в подмосковном пансионате «Лесные дали» открылся III Международный православный фестиваль СМИ «Вера и слово». Открытию предшествовала пресс-конференция, состоявшаяся накануне в Издательском Совете Русской Православной Церкви.

На торжественной церемонии открытия фестиваля присутствовали более 250 участников из 67 епархий Русской Православной Церкви, среди них были представители России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, Латвии и Азербайджана.

В церемонии открытия приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель «МедиаСоюза» Валерий Фадеев, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, член Общественной палаты, вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская, руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, представители Православной Церкви Чешских земель и Словакии и Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле протоиерей Алексий Ющенко и архимандрит Закхей (Вуд), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), пресс-секретарь предстоятеля Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам фестивала приветственное послание.

По словам Его Святейшества, «православные СМИ должны стремиться к наиболее полному осуществлению своей основной задачи ― содействовать Церкви в ее спасительном служении».

«Информационное поле Церкви должно постоянно обновляться, наполняться новым содержанием, дабы свидетельствовать о высоких духовно-нравственных идеалах православной веры, помогая людям сознавать свое христианское призвание в условиях современного мира», — отметил Святейший Патриарх.

В своем выступлении перед участниками фестиваля православных СМИ «Вера и слово» управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент пожелал церковным журналистам удерживаться как от вульгаризации евангельских истин, так и от использования псевдоцерковного «елейного» языка. «Мы не станем ради привлечения внимания аудитории любыми способами слепо следовать шаблонам, принятым в светской журналистике; не станем засорять слово Божие яркими (на первый взгляд) красками постмодернизма; сумеем избежать, с одной стороны, популизма и вульгаризации евангельских истин, а с другой — удержимся от псевдоцерковного "елейного" языка. Тогда наша проповедь станет живым свидетельством нашей веры», — подчеркнул владыка Климент.

Также митрополит Климент предложил разработать программы развития епархиальных пресс-служб. «Возможно, нам стоит подумать о создании специальных программ, ориентированных на развитие именно епархиальных пресс-служб, — отметил владыка, обращаясь к участникам форума. — Такие программы должны будут использовать опыт, накопленный Пресс-службой Московской Патриархии, а также пресс-службами епархий, где уже сейчас работа с информацией поставлена достаточно хорошо: Нижегородской, Екатеринбургской, Саратовской, Ставропольской, ряда епархий на Украине». По словам митрополита, в ближайшее время со стороны священноначалия Русской Православной Церкви развитию информационной деятельности в епархиях будет уделяться самое пристальное внимание.

Владыка Климент подчеркнул важность развития церковных телевизионных проектов и напомнил участникам форума одно из постановлений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в котором отмечалось, что в настоящее время «необходима реальная альтернатива телевизионной продукции, основанной исключительно на культе развлечений, потребления, насилия, распутства, роскоши и пошлости».

«Возможно, оптимальный путь для нас сегодня — активное сотрудничество со светскими телеканалами, — отметил митрополит Климент. — Необходимо создавать и продвигать на региональные и федеральные каналы программы, созданные авторами в соответствии с православной духовно-культурной традицией».

«Православная журналистика приносит больше пользы людям, чем светская, хотя многие считают, что это не так. Значение той журналистики, которой вы занимаетесь трудно переоценить», — обратился председатель «Медиасоюза», главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев к участникам и гостям III фестиваля СМИ «Вера и слово».

Главной темой выступления Валерия Фадеева стали ценности, которые, по его мнению, определяют любые социальные и экономические процессы, дают позитивный результат или приводят к кризисам и катастрофам. В.Фадеев отметил, что в условиях полномасштабного кризиса всей мировой экономики поступки людей и события становятся более выпуклыми. Стало очевидно, что средний класс «переступил ограничения, которые дают ему социальную значимость, потребительское общество проявилось у нас в самом дурном виде: ценностью стало даже не обладание, а демонстрация обладания». В этом Фадеев видит и вину СМИ, которые «вталкивали общество в этот тупик, когда труд перестал быть ценностью».

Приветствуя участников мероприятия, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев отметил, что фестиваль по праву стал наиболее авторитетным форумом церковных СМИ.

За последние пять-семь лет вопросы веры заново вошли в русскую литературу и кино. С точки зрения председателя Издательского Совета, сейчас особенно необходимы «литературная и кинокритика, способные грамотно продолжить разговор о вере, который поднимается в литературе, кино и театре».

Достаточно далеко в сравнении с девяностыми продвинулась система поддержки православных журналистов и изданий: проходят епархиальные и межрегиональные фестивали, в 2008 году начали действовать Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ. В ближайшем будущем одной из важнейших задач станет развитие версий церковных изданий на иностранных языках, проведение международных журналистских форумов.

Благоприятные изменения произошли и в области осмысления деятельности Церкви в информационном обществе и подготовки кадров.

В заключение своего выступления протоиерей Владимир Силовьев поделился озабоченностью о трех опасностях последнего времени.

Во-первых, в журналистику пришло новое поколение, чье образование и культурный багаж очень слабы из-за слабости системы образования: «Молодые люди, которым нет еще и тридцати, часто позволяют себе писать о Церкви нелепости».

Вторая опасность заключается в идеологической увлеченности людей, которые, несмотря на свой опыт, начинают мыслить себя каким-то «идейным или аналитически центром». Для таких людей вера становится лишь дополнением или «оформлением» из идей.

Третья опасность состоит в том, что общество готово слушать представителей Церкви, а «мы пока плохо готовы к дискуссии». «Надо расширить круг лиц, готовых представлять и отстаивать позицию Церкви в дискуссиях. Это важная задача, которую необходимо решать совместными усилиями», — заключил председатель Издательского Совета.

«Я не знаю церковных изданий, которые жили бы на собственные средства, находились на самоокупаемости. Поскольку сегодняшняя тяжелая экономическая ситуация коснется тех, кто эти СМИ поддерживал, стоит вопрос об их выживании. Мы должны думать о том, как сберечь православные СМИ в условиях кризиса», — подчеркнула в своем выступлении Елена Зелинская.

Е. Зелинская отметила, что в последние годы православные СМИ «заняли свое место в жизни страны». «Несколько лет назад мы говорили о кадровых проблемах, о низком качестве, о большом разрыве между церковными и светскими СМИ. Теперь эти проблемы ушли. Церковные СМИ заняли свое место в жизни страны. Мы можем с удовольствием взять в руки православный журнал или газету: это хорошие тексты, качественные фотографии, профессиональная редакция со своим кругом авторов, а главное — у них есть аудитория», — считает Зелинская и подчеркивает необходимость удержать эти достижения в условиях кризиса.

Она упомянула о готовящихся мерах по оказанию поддержки «социально значимых редакций». Уже удалось договориться с «Почтой России» о неповышении тарифов на доставку изданий, идут переговоры с предприятиями бумажной отрасли о том, чтобы хотя бы на полгода заморозить цены на бумагу. Одним из возможных путей выживания региональной прессы, Зелинская назвала укрупнение, объединение изданий.

«Не понизили ли мы сами ту планку, которая должна стоят перед церковными СМИ? Какое место занимает у нас слово о Христе?», — таким вопросом начал свое выступление на открытии фестиваля «Вера и слово» ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин.

По его мнению, журналист, «пишущий летопись современности, призван увидеть за событиями вечность, разглядеть Промысел Божий, и хотя бы чуть-чуть приоткрыть его читателю, слушателю или зрителю».

Эту трудную задачу, уверен Сергей Чапнин, «не решить только журналистскими средствами, необходимо глубоко личное, сердечное переживание и понимание того, что и сегодня слово Божие живо и действенно».

Сейчас, в дни глобального экономического кризиса, мир ждет не просто обличения и информации, а доброго слова, которое смогло бы утешить, укрепить и поддержать человека в трудных жизненных обстоятельствах.

Продолжая тему искренности и уважения, ответственный редактор «Церковного вестника» с сожалением констатировал, что до сих пор отдельные журналисты и целые редакционные коллективы «положили нарушение нравственных норм в основание своей редакционной политики и оправдывают себя ссылками на борьбу за «"чистоту" Православия».

«Мы стали свидетелями, а порой и участниками нового противостояния между собственно церковными СМИ и небольшим кругом "православно-ориентированных" и крайне идеологизированных изданий. Первые свидетельствуют о Церкви, а вторые ведут "борьбу", причем "врагами" нередко назначают активных миссионеров, известных богословов, как священников, так и мирян», — сказал Сергей Чапнин.

С точки зрения С.Чапнина, в условиях мирового кризиса, когда начинают сворачиваться многие информационные проекты, разобщению необходимо противопоставит сотрудничество, чтобы сохранить то, что было создано за последние десятилетия в области церковных СМИ.

«Нас выручат только более глубокие, более серьезные формы сотрудничества, чем те, которые распространены между нами сегодня», — полагает ответственный редактор «Церковного вестника».

***

В рамках форума, который продолжит свою работу до 27 ноября, состоятся семинары, мастер-классы и круглые столы, посвященные проблемам и задачам современной церковной журналистики. Фестиваль завершится в Ново-Иерусалимском монастыре.

Организаторы фестиваля — Управление делами Московской Патриархии, Издательский Совет Русской Православной Церкви, редакция газеты «Церковный вестник» при участии Института общественного проектирования, «МедиаСоюза» и Издательского дома «Фома». Председателем Попечительского Совета фестиваля является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Исполнительный директор фестиваля — ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин.

Патриархия.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале