Первую епископскую хиротонию в храме святой Татианы совершил Патриарх Кирилл

25 января 2012 года Патриарх Кирилл совершил в храме святой Татианы при МГУ епископскую хиротонию архимандрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского. Это первая в истории Татианинского храма архиерейская хиротония.

Будущий епископ Аристарх (Яцурин) родился 16 октября 1965 года в Загорске (Сергиев Посад).

«Я родился в семье священника, - сказал архимандрит Аристарх в своем ставленническом слове. -  Детство мое проходило на приходах сельских и городских, куда направляли отца. В период гонений на Церковь мне запрещали пономарить у отца, и я молился в храме. С благодарностью вспоминаю сегодня, как отец вслух читал Священное Писание, жития святых, а я слушал и впитывал Божественные слова своим сердцем. Впоследствии отец и мать были пострижены в монашество, была пострижена и моя бабушка по линии отца. Эти родные для меня люди положили начало моей духовной жизни».

После окончания школы будущий епископ в 1982-1985 годах учился в Новогиреевском медицинском училище № 12, получил диплом фельдшера выездной бригады и работал на скорой и неотложной помощи в Москве. После службы в армии в 1987 году поступил в Московскую духовную семинарию.  По окончании семинарии 19 декабря 1991 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры наместник обители архимандрит Феогност (Гузиков) постриг его в монашество с именем Аристарх в честь апостола от 70-ти Аристарха, епископа Апамейского. Монах Аристарх был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

«С благодарностью вспоминаю ее великих старцев и братию высокой подвижнической жизни: архимандрита Кирилла, архимандрита Наума, схиархимандрита Михаила, архимандрита Алексия — моего духовного отца, - вспоминал архимандрит Аристарх после наречения во епископа. - . Благодарю милостивого Бога, что за время семинарской жизни сподобил меня грешного и недостойного видеть и слышать наставления наших великих старцев современников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая с острова Залит, архимандрита Павла (Груздева), блаженную Любушку. Эти встречи утверждали в правильности выбранного пути, открывали горизонты, укрепляли «колена расслабленные» (Ис. 35:3)».

В следующем году он был рукоположен во иеродиакона, еще через год – во иеромонаха. С сентября 1993 по декабрь 1995 года иеромонах Аристарх служил на московском подворье Троице-Сергиевой лавры.

В январе 1996 года был направлен в штат Хабаровской епархии, где исполнял послушания в должности настоятеля кафедрального собора Рождества Христова Хабаровска, затем – благочинного 1-го Хабаровского округа, л настоятелем прихода святого апостола Иакова г. Биробиджан ЕАО и  настоятелем прихода святого  Георгия Победоносца поселка городского типа  Эльбан Амурского района Хабаровского края.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года был избран епископом Амурским и Чегдомынским и 30 октября 2011 года возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года архимандрит Аристарх (Яцурин) был назначен епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии.

«Промыслом Божиим, изволением Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, призываюсь к епископскому служению, - сказал будущий владыка в своем ставленническом слове. - Со страхом и трепетом я сознаю свою немощь и огромную ответственность в несении Креста апостольских трудов. Но «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). По слову Господню: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Преклоняю свою голову и надеюсь на помощь и милость Божию, благодать Его, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».

31 декабря 2011 года состоялось наречение архимандрита Аристарха во епископа Николаевского, а 25 декабря 2012 года в храме святой Татианы при МГУ – епископская  хиротония.

«Принимая на себя архипастырское служение, осознаю, сколь велик и тяжел сей Крест, - сказал архимандрит Аристарх при наречении. -  Произошло глубокое разделение общества на богатых и бедных. На тех, кто не печется о хлебе насущном, и тех, кто с утра до ночи, не имея выходных, трудится, чтобы прокормить семью, выучить детей. Есть и более обездоленные. Поэтому социальное и молодежное служение на приходах — это насущная потребность. А для этого нужно привлечь в Церковь свежие силы, заинтересовать людей, оторвать от рутины. Живой отклик в моем сердце нашли обращенные к митрополиту Вениамину (Федченкову) слова: «Послужи народу», — в ответ на вопрошание об образе архиерейского служения.

Благодарю, Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и отеческую любовь. Пример Вашего самоотверженного служения Церкви Христовой и народу Божию вдохновляет и научает меня. Прошу отеческих молитв Вашего Святейшества, богомудрых архипастырей в деле служения Матери-Церкви и моего личного спасения».

По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился к епископу Аристарху с напутственным словом.

Преосвященный епископ Аристарх!

Ныне за Литургией по усердным молитвам архиереев, клира и присутствующего здесь народа Божия ты сподобился принять благодать епископства.

Создатель Вселенной призывает тебя послужить Ему на архипастырском поприще: тебе предстоит стать преемником апостолов, войти в их труды, быть свидетелем об Истине на земле Приамурья и продолжить миссионерский подвиг тех, кто трудился с ревностью в тех краях.

Господь готовил тебя к этому пути с юности, промыслительно подавая такие обстоятельства жизни, преодолевая которые ты бы возрастал духовно, утверждался в любви Божией. Так ты учился упованию во всем лишь на Создателя, поверял Ему свои чаяния, скорби и радости. Приняв монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, ты получил имя Аристарха, апостола от 70-ти. Решением Священноначалия был направлен в Хабаровскую епархию, где в течение долгих лет нес различные послушания. За эти годы, проведенные на дальнем порубежье нашего Отечества, ты приобрел ценный жизненный и пастырский опыт, который, без сомнения, будет востребован и на новом месте твоего служения.

Теперь же, восприняв жребий архиерейства и получив благодать Святого Духа для несения этого непростого послушания, ты направляешься на епископскую кафедру в Дальневосточный регион. Дела, которые тебе предстоит там совершить, поистине важны для Церкви Божией и для Отечества нашего. Но пусть тебя не устрашает трудность и тернистость этого пути. Если будешь с благоговением и чистотой сердечной работать Господу, то, подобно святому апостолу Павлу, скажешь: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

Какие же дела ожидают тебя на этом нелегком поприще? Посылая апостолов в мир, Господь повелел им нести слово Истины всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая соблюдать Божии установления (см. Мф. 28:19-20). Благовестие о Воскресшем Спасителе, миссия — вот важнейшее дело Церкви Христовой.

Продолжая подвиг апостолов, помни о том, что проповедь твоя должна быть обращена как к людям воцерковленным, как к тем, кто уже пребывает в Теле Христовом и начал свой путь духовного восхождения, но пока недостаточно укрепился в вере, так и к живущим вне ограды Церкви. Это всё наш народ. И чаще всего те, кто живет вне ограды Церкви, формально находятся внутри этой ограды как люди крещеные.

Людям внешним, ищущим Бога, но находящимся в плену ложных идей и представлений, ты должен показать, что искренняя вера в Господа нашего Иисуса Христа способна придать их жизни новое измерение, наполнить ее светом, подлинным смыслом и духовной свободой. Это так важно в отношении современного человека, который, чувствуя себя внешне свободным, чаще всего оказывается в страшном плену, сковывающем его свободу. И мы знаем, как этот плен навязывается человеку — через мощные информационные потоки, через стереотипы мышления, через моду, через так называемые общепринятые взгляды. К тем же, кто еще нетверд в своем уповании на Всевышнего Господа и Творца, необходимо обращать слова ободрения и поддержки, убеждать, по слову апостола, «кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор. 10:1).

Научая пасомых единству духа в союзе мира (см. Еф. 4:3), подавай им личный пример добродетелей, «дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). «Сила дел, — свидетельствует святитель Григорий Нисский, — служит великим побуждением к доверию» (Слово на рукоположение). Без силы дел архиерея не может быть к нему доверия со стороны народа. И никакие слова, даже самые красивые и сильные, не сформируют этого доверия, если нет живых дел.

Памятуй о том, что любовь к Господу начинается с любви к ближним. Именно поэтому важной составляющей твоего епископского служения должна стать организация благотворительной деятельности, направленной на помощь нуждающимся и социально незащищенным группам населения: детям-сиротам, старикам и людям, не имеющим крова. Как известно, совместное делание сближает людей и способно преобразовать разрозненных индивидов в крепкую церковную общину. Вовлекай в дела милосердия семьи, чтобы родители творили их совместно с детьми. Это будет и укреплять семьи, и содействовать воспитанию детей в высоких нравственных нормах Евангелия.

В сугубом твоем миссионерском внимании и попечении нуждается юное поколение. В молодом возрасте человек особенно чутко откликается на веяния времени, словно губка, впитывая все новое и интересное. Но разобраться в бесконечном информационном потоке, отделить семена от плевел бывает подчас непросто. Устоять и не запутаться можно, только имея внутренний критерий отбора, четкий ориентир, надежный духовный компас. Таким компасом для человека всегда были, есть и будут заповеди Господни, слово Божие как явление абсолютной Истины, несопоставимой по своей силе, мощи и значению ни с одной человеческой идеей, претендующей на то, чтобы быть истиной. И пусть таким компасом будут для людей и для тебя заповеди Божии.

Воспитывай юношество в любви к Родине, к своему народу, к его истории и традициям. Не попускай того, чтобы плевелы сомнений разрушали национальное самосознание, особенно у молодежи. Пусть непреходящие евангельские истины станут для подрастающего поколения подлинным духовным и нравственным основанием жизни. Поэтому полезно создавать на базе приходов просветительские центры, кружки по интересам, организовывать и принимать участие в молодежных начинаниях и проектах.

Регион, в котором тебе предстоит совершать свое служение, находится на восточных рубежах России. Подобно тому как неприступность любой крепости определяется не только прочностью стен и мощью оборонительных сооружений, но мужеством и стойкостью ее защитников, так и спокойствие и безопасность Отечества во многом зависят от нравственного состояния и твердости веры нашего народа. Заботься о том, чтобы совместными трудами епархиальной, светской власти и заинтересованных общественных организаций, высших учебных заведений, школ, культурных учреждений утверждались великие духовные ценности, каковые мы сегодня называем традиционными ценностями нашего народа, идеалы самоотверженного служения Родине и ближним.

Итак, вступая на стезю епископства, преобразуй мир силой Божественной благодати, данной тебе при свершившемся сегодня рукоположении. Прими сей жезл — символ власти, апостольского преемства и жертвенного служения. От полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай ныне свое благословение пастве, столь усердно молившейся во время твоей хиротонии, дабы архиерейство твое было угодно в очах Начальника нашего спасения Господа Иисуса Христа. Аминь.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале