17 января 1847 г. – родился Н.Е.Жуковский, выдающийся русский ученый -механик (умер 17 марта 1921 г.)

Н.Е.Жуковского недаром называют «отцом русской авиации», ибо с его именем связано создание в нашей стране всей структуры, обеспечивающей разработку и создание самолетов, а также их эффективную эксплуатацию, в частности, подготовку летного состава, разработку вопросов рационального пилотирования и бомбометания и т.д. и т.д.
Николай Егорович Жуковский родился в селе Орехово вблизи Владимира в семье военного инженера. Воспитанием детей в семье занималась мать, женщина властная и хорошо образованная. Она учила детей грамоте, музыке, рисованию и правилам хорошего тона. Николай с ранних лет учился с интересом и легко. К моменту поступления в гимназию он много читал, знал французский и немецкий языки. Влияние отца на общее воспитание ребенка сказалось в выработке в нем инженерного направления ума, технической интуиции и любви к природе.
В 1858 – 64 г.г. Жуковский учился в московской гимназии, где очень быстро проявились его математические способности. Окончив гимназию, он мечтал о профессии инженера – путейца и хотел учиться, как и его отец, в Петербургском институте инженеров путей сообщения. Однако, материальное положение семьи не позволило осуществить это желание и Жуковский был вынужден поступить на физико – математическое отделение Московского университета. Интересно сегодня читать письмо мальчика Жуковского, написанное матери еще в гимназии: «Милая мамаша! Ужасно опечалило меня последнее письмо Ваше, в котором Вы пишете, что не будете в силах отдать меня в Петербург, в Инженерный корпус, потому что идти в университет, да еще на математический факультет, я не вижу никакой дороги. А время уже подумать, и серьезно, о самом себе, - я уже не ребенок… Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим человеком, а это так трудно: кандидатов на имя великого так много…». Как много понимал уже этот мальчик! Как он был скромен и не склонен преувеличивать свои способности!
Годы 1864 – 68, проведенные Жуковским в Московском университете, были годами упорного труда. Понимая необходимость математической подготовки для будущей деятельности инженера или ученого, он за четыре года овладел современными ему математическими методами. Но в то же время это были годы материальных трудностей, необходимости зарабатывать на жизнь уроками или иными случайными занятиями. С этого момента начался путь Н.Е.Жуковского в науке механике, где он достиг высот, став одним из самых известных в мире русских ученых.
С 1872 г. Н.Е.Жуковский начал преподавать в Московском высшем техническом училище (МВТУ), а с 1895 г. также в Московском университете.
Вся дальнейшая жизнь Николая Егоровича связана с этими учебными заведениями, где он в течение многих лет заведовал кафедрами механики. Будучи выдающимся педагогом, он воспитал целую плеяду талантливых учеников. Созданные им в МГУ и МВТУ исследовательские лаборатории для решения задач аэромеханики, стали прообразами крупнейших в нашей стране научно-исследовательских институтов.
Основой научного метода Н.Е.Жуковского при решении задач прикладной механики всегда был опыт  - или наблюдение явления природы, или специально поставленный эксперимент. Только после того, как явление в своих основных чертах было понято Жуковским, он давал его математическое описание и всегда доводил результаты расчетов до практических выводов. Круг его интересов был чрезвычайно широк. Для него не было задач «важных» или «неважных», но были задачи интересные. Он с одинаковой тщательностью изучал вопросы прочности велосипедного колеса, падения кошки (почему кошка всегда падает на лапы), движения вагонов по рельсам и вопросы рациональной формы корабля, наивыгоднейшего угла атаки крыла самолета, расчета гребного винта и т.д.
Первой работой Н.Е.Жуковского, сделавшей его имя известным во всем мире, была работа «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах» (1899 г.). Интересно, что эта работа была инициирована Дирекцией московского водопровода, которая обратилась к Жуковскому за помощью в связи с участившимися случаями аварий. В результате экспериментального и теоретического исследования этой проблемы Жуковским была создана теория гидравлического удара в трубах, даны формулы для расчета ударных нагрузок при перекрывании водопроводных задвижек и мест их максимальной локализации. До сих пор во всем мире при расчете водопровода пользуются формулами Жуковского и будут, по-видимому пользоваться ими всегда.
Но основной заслугой Н.Е.Жуковского перед мировой наукой был его вклад в дело развития аэродинамики, самолетостроения и воздухоплавания.
В конце XIX в. господствовала точка зрения, что создание летательных аппаратов есть вопрос чисто эмпирический. Жуковский впервые объяснил физическую природу подъемной силы крыла и сформулировал в 1904 г. свою знаменитую теорему о подъемной силе, ставшую основой новой науки – аэродинамики. В 1905 г. он опубликовал работу о «присоединенных» вихрях», содержавшую физические представления, необходимые для расчета главных элементов самолета – крыла и винта.
Заложив основы аэродинамики, Жуковский как выдающийся ученый понимал, что при конструировании самолета необходимо решить массу проблем, не поддающихся теоретическому анализу, и он выступил инициатором создания специальных экспериментальных установок – аэродинамических труб – и разработки методик экспериментального исследования отдельных задач аэродинамики. Блестящим воплощением этих идей Жуковского было создание по его инициативе в 1918 г. ныне всемирно известного Центрального института аэро – и гидродинамики (ЦАГИ) в Москве.
Н.Е.Жуковского недаром называют «отцом русской авиации», ибо с его именем связано создание в нашей стране всей структуры, обеспечивающей разработку и создание самолетов, а также их эффективную эксплуатацию, в частности, подготовку летного состава, разработку вопросов рационального пилотирования и бомбометания и т.д. и т.д.
Научные результаты Н.Е.Жуковского и его учеников намного опережали достижения за рубежом, поэтому в момент публикации они не были востребованы за пределами нашей страны. Только по прошествии нескольких лет многие из них, независимо полученные, появлялись в западной научной литературе, патентовались и использовались без упоминания имени Жуковского.
Надо сказать, что сам Н.Е.Жуковский спокойно относился к тому, что его результаты и изобретения приписываются или используются, в частности для получения прибыли, другими.
Николай Егорович Жуковский скончался 17 марта 1921 г. и похоронен на Донском кладбище в Москве.
Его выдающийся ученик академик С.А.Чаплыгин на могиле учителя сказал: «Он своей светлой могучей личностью объединял в себе и высшие математические знания и инженерные науки. Он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом». Ученики Н.Е.Жуковского прославили своего учителя и нашу страну, превратив ее в крупнейшую авиационную державу.



Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале