Время, вперед! (Ч. 2)

Для кого-то время — строчки ежедневника, для кого-то — многоликая стихия. Но если задача — потратить время на главное, то time-management нам необходим. Разобраться в ликах времени читателям ТД помогает Глеб Архангельский.

Автор: Мария РадченкоЛичное время

- Чем для Вас является время?

- Для меня время - это некая стихия. Оно разное, как море. Оно может быть спокойным, может быть бурным. Я могу физически ощущать время как напряженное. Например, на прошлой неделе все болели, клиенты какие-то гадости говорили, ничего не складывалось, на кухне всё на пол падало, разливалось, разбивалось. Такое время надо просто перетерпеть, пережить.

   Бывает, наоборот, время, когда всё парит, душа поет, делается хорошо, работается замечательно. Бывает созерцательное время. Ветка сакуры на солнышке закатном поблистала, и кусочек вечности промелькнул. Вот так, наверное. Время для меня - не только ресурсы. Есть, конечно, и такой аспект времени, который планируешь, бюджетируешь, который в OutLook'е на клеточки разбит, но это вызывает меньший интерес. Больший интерес у меня ко времени как к стихии. Есть время счастья, пришло оно или не пришло. Есть время общения - состоялось оно или не состоялось, или люди просто поговорили, а общения не было. Время, проведенное в общении, - особенное.

- Вы сейчас так красиво описывали, что я сразу вспомнил, что, например, у обитателей Крайнего Севера определений снега гораздо больше, чем у жителей средней полосы.

- Да, то же самое для времени.

- А сколько категорий времени выделяете Вы?

- Я Вам уже штук восемь сейчас назвал. У меня в ранней юности были литургические штудии: я пытался выявить в различных богослужебных последованиях некую систему. Почему Типикон предписывает тогда - это, а тогда - то? Это было любопытно. Я провел довольно большое исследование; появилось понятие неких сюжетных линий, которые условно можно сопоставить с гласами. Например, второй глас - с таким оттенком, акцентом, шестой - немножко с другим, восьмой - с каким-то еще. И в музыке, и в текстах, и в том, в каком празднике какой глас появляется, это видно. Наверное, можно выделить много таких оттенков. Время радости, время грусти, время действия, время бездействия, время созерцания, время каких-то разных настроений.

Главное - успеть!

- Есть ли предел совершенству в тайм-менеджменте?

- Давайте начнем с определения того, что такое тайм-менеджмент. Я определю так: тайм-менеджмент - это как потратить время на главное. Не то, как вести ежедневник, как пользоваться OutLook'ом, как распорядок дня составлять, а именно - как потратить время на главное. Причем как в аспекте всей жизни нужно понять, что для тебя главное, а что второстепенное, так и в плане чисто техническом: как спланировать день, как сделать так, чтобы в нем нашлось время на главное, а второстепенное, может быть, осталось бы за кадром. И в этом смысле предела совершенству, конечно, нет.

   У меня есть очень интересный тайм-менеджерский пример - я думаю, он будет близок аудитории «Татьяниного Дня». Очень известен богослов и литургист протопресвитер Александр Шмеман. Я читал его дневники и как большой любитель литургики плакал, обливался горючими слезами. 20% дневника - о том, как плохо организована работа, как она раздергана на кусочки. Тут позвали - не смог отказать, тут - выступил, тут - с какими-то проблемами возился, которые не ему бы надо решать.Автор картинки-Радченко Мария

   Есть вещи, которые чисто техническими путями могли быть решены. Если сделать проект настройки секретариата и контроля поручений, у него освободился бы час в день. Чисто технически, без всяких высоких смыслов.

   Есть там один абзац, который меня добил. О том, что хотелось бы до конца жизни успеть написать по богослужебному году штук восемь книжек. Мне так было горько и обидно, что не был настроен контроль поручений и что не написал он эти книжки! С одной стороны, очень жалко, потому что никто, кроме него, так сильно этих книжек не напишет. Со времен Скабаллановича и Шмемана людей, которые способны нечто подобное написать, я не знаю.

   С другой стороны, я понимаю, что главное он успел, потому что о Литургии дописал, причем уже буквально на смертном одре. Думаю, не зря его эта болезнь свалила в последние полгода жизни. Он лежал в больнице семь или восемь месяцев и как раз, насколько я понимаю, дописывал последние главки, причем книгу он писал лет 8 или 10, самую знаменитую - «Евхаристия: Таинство Царства». С одной стороны, он многого не успел из того, что именно от него хотелось бы. Что он не ответил на письмо или не успел с кем-то встретиться - Бог с ним. А такие вещи, действительно существенные, которые бы миллионы людей прочитали, что-то поняли для себя в богослужении...

   С другой стороны, я понимаю, что главное он успел - «Евхаристию» дописал. Там дата - ноябрь 1982, вот в ноябре 1982-го он и умер. И как сказать: было ли у него совершенство в тайм-менеджменте? С одной стороны, главное он успел, с другой стороны - совершенства не было, потому что мог бы успеть больше, лучше, просто зная некие методы, которые мы сейчас знаем, а он тогда не знал.

Time-management для детского сада

- Жизнь стремительна и непредсказуема. Организовывая свой рабочий день жестко, вообще строя жестко свою жизнь, мы, естественно, жертвуем какими-то случайностями, экспромтами, в которых заключено много значимых для нас возможностей. Допустим ли компромисс со временем? Как учесть непредсказуемость обстоятельств этого мира?

- Есть такой стереотип - убеждение, что организовывать время - значит планировать его жестко. Многие у нас на тренингах говорят: «Я пытался, я планировал день по минутам». И никто не знает, потому что в школе этому не учили, что планировать и составлять распорядок - это две большие разницы. Например, если не рассматривать длинные периоды, а только день, действует очень простой принцип: должно быть расписано не более 60% рабочего дня.

   Совершенно официальная теория тайм-менеджмента (причем еще западного, классического, жесткого немецкого и датского) говорила, что 40% времени должно оставаться: 20% на внутреннюю спонтанность (пришла идея - надо ее отработать: муза посетила, немного посидела и ушла) и 20% - на внешние непредсказуемые обстоятельства. Я бы сейчас, может, даже больше закладывал - 50% на 50%. Я стараюсь больше одной-двух встреч в день не планировать, чтобы оставалось достаточно много свободного времени. Это первое.

   Второе - то, чему мы как раз учим на тренингах людей. Вспоминаются греческие слова «хронос» и «кайрос», наверняка нашим читателям известные. «Хронос» - привычное нам линейное, измеримое, однородное время. Именно для упорядочения этого времени предназначены обычные ежедневники. Второе - «кайрос», удобный момент; время, подходящее для осуществления конкретного замысла. Стереотипное представление о планировании - это «хронос»: пятница, 17.00. А есть время «кайрос»; например, вам позвонил клиент со своим вопросом, и это был бы благоприятный момент вспомнить что-то, что к этому клиенту относится. Но вы об этом не вспомнили. А если бы в OutLook'е была создана категория «Клиент» или в ежедневнике была закладка «Клиент», ее можно было бы открыть и увидеть актуальную задачу. Подобные связи: будучи в таком-то месте, могу сделать то-то; будут такие обстоятельства на рынке или в государстве - могу то-то. Это время «кайрос», и мы учим его отрабатывать. На каждый «кайрос» имеется свое досье: в ежедневнике, в OutLook'е, в Excel'е, на доске, просто на стене. Соответственно, в нужный «кайрос» вспоминается нужная задача. Это один из примеров гибкого планирования, который показывает, что организация времени - это не попытка зажать себя в распорядок. Собственно, распорядок применим в четырёх организациях: в тюрьме, в монастыре, в концлагере, в школе или детском саду.

- В больнице.

- Наверное, и в больнице. То есть в очень специфических организациях, у которых очень специфические задачи. Поэтому для монастыря и можно расписать, как в Типиконе: полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой, девятый, вечерня и т.д. То же самое в пионерском лагере. В деятельности, не связанной с функционированием жестких закрытых организаций, неприменим настолько формализованный график. Могут быть какие-то элементы распорядка. Например, каждый понедельник в 11 планерка.

   А есть элементы по определению гибкие. Нужна встреча - провел встречу. Не нужна встреча - не стал ее проводить. И план зачастую вообще не нужен, а нужен просто список задач. Например, у нас было такое упражнение в школе тренеров - точнее, интеллектуальный эксперимент. Как будет выглядеть тайм-менеджмент для детского сада в трех фразах? Мы сформулировали так: дети, надо записывать дела. Список дел в одном месте, четко написанный - это уже великая вещь, великий тайм-менеджмент. Обычно всё это размазано по голове, по OutLook'у, по стикерам, по почте, и в итоге совершенно непонятно, где всё это разложено.

   Второе: дети, надо выделять главные дела. Выделил красненьким два дела из списка - уже молодец, уже великий тайм-менеджер.

   И третье: надо доводить дела до конца. Как раз та самая мотивация: взял приоритетное дело - будь любезен его доделать. Это, собственно, и есть тайм-менеджмент. Тут ни слова о том, надо ли эти дела жестко привязывать ко времени. Это вопрос технический. Если у вас встреча - понятно, что это время более жесткое. Если вы что-то делаете сами, то понятно, что это время более гибкое.

Вот тебе, бабушка, и time-sheet...

- Каково Ваше отношение к таймшиту как к инструменту и к практике его применения?

- Мы говорили о планировании, сейчас поговорим об учете. Есть понятие «самохронометраж». Я хочу больше успевать, и я решил прохронометрировать свое время. Это очень полезная техника. Она довольно жесткая, тяжелая в исполнении. Надо действительно записывать в течение дня, что ты делаешь; это минут 10-15 потребует, разбитых на короткие моменты, когда ты останавливаешься.

   Это требует предельной честности, потому что, возможно, придется записать, что 60% времени «вылетало в трубу». Это фантастически полезно; некоторые люди ведут его довольно долго. Я хронометраж веду лет десять в OutLook'е, и как-то не надоедает. Иногда пытаюсь бросить, но понимаю, что для меня это очень хорошая мотивация. Напишу: «с 14 до 15 часов разгребал бизнес-почту» - и понимаю, что это только изображение бурной деятельности. Или я напишу, что за этот час сделал какой-то документ или написал главу книги.

   Другой вопрос - применение таймшитов в корпоративной практике. Здесь всё немножко сложнее. Есть множество случаев, когда руководство пытается это насильственно ввести, а люди радостно делают отписки. Русские люди всегда умеют написать что нужно - красиво и убедительно. Я не сторонник таких вещей.

   Если делать обязательный корпоративный хронометраж, то это тоже требует определенных техник, донесения до сотрудников: для чего это, почему, как это делается. Нужен и контроль достоверности. Это не банальная корпоративная технология и не самое первое из того, что надо внедрять в корпоративном тайм-менеджменте, не то, с чего следует начинать, работая со временем подчиненных.

   Есть таймшиты в фирмах, чей бизнес целиком завязан на учёт времени: юридический бизнес, консалтинговый, где продаются, собственно, эти часы. У нас, например, самый захронометрированный отдел в компании - это отдел консалтинга. Причем не столько захронометрированный, сколько запланированный. Глядя в их график, понимаешь, что их распорядок гораздо более плотный, чем мой. Он всем доступен, в OutLook'е его все видят, потому что, собственно, время - это то, что продается. И понятно, что этим товаром надо распоряжаться. У других отделов такого нет, потому что нет такой значимости времени именно как продаваемого ресурса.

   Таймшиты, если говорить о личном учёте, я считаю исключительно полезными. Опять же, без фанатизма, как и всё остальное. В корпоративном варианте это требует отдельной методически правильной проработки: это довольно острый инструмент, не надо швыряться ножиками просто так, походя. Если уж решил что-то отпилить, то надо ножик правильно подобрать, правильно наточить.Автор картинки-Радченко Мария

Время свободного человека

- Есть ли в жизни зона, которая абсолютно свободна от планирования времени?

- Как установите, так и будет. Я бы вообще жестко не разделял, где есть планирование, а где его нет. Вот простой пример. Можно раз в неделю ходить на Литургию. Это совершенно жестко определенное время, понятное, известное. Оно отличается, может быть, в какой-то праздник: не утром, а ночью. Что внутри этого времени происходит - это какие-то абсолютно нелинейные вещи, там планирование неприложимо.

   Дано тебе какое-то устремление, не дано, чувствуешь ты там что-нибудь, не чувствуешь, молишься ты, не молишься, просто стоишь, переживаешь - неизвестно. Внутри жесткой рамки могут происходить разнообразные вещи. Может вообще не быть никакого запланированного дела, спонтанность. Проснулся и понял: брошу всё и поеду во Владивосток. Есть люди спонтанные, которым это важно. Без всяких причин - просто так случилось. Кому-то важно планировать. Как это - всё бросили и поехали? Надо приготовиться.

   Так что отступление от планирования возникает, я бы сказал, там, где возникает вопрос общения. Общения что с человеком, что с Богом, что с собой. Рамка какая-то есть, время для общения выделено, а дальше начинаются некие таинственные процессы. Нашли вы контакт или не нашли? Опять же: с человеком, с Богом, с аудиторией. Наверное, здесь не запланируешь. Можно назначить время встречи, но произойдет ли эта встреча - ты не знаешь, потому что это зависит не только от тебя.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале