Кризис — не Апокалипсис

Последние несколько месяцев не стихают разговоры о мировом финансовом кризисе. Для одних он может означать крах собственного бизнеса, для других – потерю банковских вкладов, для третьих – увольнение с работы, постоянное недоедание и мысли о том, каким же способом можно прокормить семью до конца месяца.

Впрочем, пока что кризис оказывается не так уж и страшен, даже если сравнивать с известными событиями 1998 года. Пессимист на это скажет, что всё «самое интересное» (читай – самое страшное) только впереди. Но для верующего человека важней не то, какой окажется его жизнь (в конце концов, мы обязаны принимать посланное нам), а смысл, который вложен в испытания.

«Мне кажется, что подобные кризисы призваны еще и еще раз напомнить о том, что жизнь человека не ограничивается только материальными благами. Есть еще духовная жизнь, которая порой не зависит от благосостояния человека. Достаточно вспомнить монахов-пустынников, которые довольствовались самым необходимым, но достигали немыслимых высот духа. Преподобный Серафим Саровский в течение нескольких лет питался травой – снытью. Но он исцелял больных, помогал сиротам. Это не значит, что и мы должны питаться травой. Важно помнить древнюю истину, которую емко выразили наши предки: у савана карманов нет. Это означает, что умирая мы не возьмем с собой ничего из тех материальных благ, которые накопили. Поэтому сегодня меня беспокоит совсем другое», - пишет епископ Саратовский и Вольский Лонгин в своей статье, рассматривая преподавание основ православной культуры в школе. С владыкой сложно спорить: действительно, многие подвижники жили и не в таких условиях, какими сейчас пугают нас. Но можно ли сравнить обычного горожанина, от рождения привязанного к удобствам вроде горячей воды, электрического света или современной бытовой техники, с древним аскетом?..

С другой точки проблему оценивает протоиерей Всеволод Чаплин: «Необходимо возвращать деньгам связь с реальной экономикой, реальными товарами и услугами, реальными затратами труда, в том числе интеллектуального. В противном случае вся мировая финансовая система рано или поздно превратится в один большой "МММ". Когда деньги производят деньги, когда прибыль отрывается от работы, а финансовые операции – от товаров и услуг, здание экономики, построенное таким образом, рухнет». На это тоже вряд ли возразишь: да, современная экономика часто слабо связана с реальным трудом людей. И ростовщичество процветает, и «деньги производят деньги», и о своих доходах многие кампании предпочитают умалчивать – где уж тут желанная «финансовая прозрачность»? Но такая картина в экономике существует уже больше века, и вряд ли изменится, даже если кризис приведёт к крахам политических режимов и массовым отставкам правительства.

Главное всё-таки видится не в причинах вероятных бед, и даже не в их последствиях. Хуже всего – когда среди православных людей начинается апокалипсическая паника с призывами в недельный срок бросить всё своё имущество и бежать в леса. Конечно, нельзя исключать и такой возможности: мало ли что может случиться. Но что-то больно часто пугают нас всемирными катастрофами, хотя они, между тем, никак не начинаются.

«Одному знакомому батюшке пришла смс-ка. "Отец, срочно покупай пшено, муку, соль, спички! Старцы из Задонска передали, что осталось нам до весны, а там конец, последние дни."  Автор смс-ки - собрат, озабоченный судьбами мира, он таких посланий всем друзьям разослал немало», - рассказывает в своём ЖЖ один из русских провинциальных священников. Получивший смс-ку батюшка зевнул и ответил, что у него ещё с прошлого предупреждения много еды осталось.

Этим реальным жизненным анекдотом, смысл которого предельно понятен, мы и закончим наши размышления. Ведь каким бы ни был нынешний финансовый кризис – он никак не может изменить ни нашей веры, ни нашего отношения к миру и людям.

Иллюстрация - art5.karelia.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале