Воздвижение: праздник искупления

Воспоминания о страданиях, которые Иисус Христос претерпел на Кресте - это Страстная седмица. И вот память о Кресте врывается в череду осенних праздников.

Хотя, если поразмыслить, не совсем «врывается». О Кресте христианин помнит каждый день: в утренние молитвы входит праздничный тропарь Кресту, носит нательный крест, целует крест, когда оканчивается церковная служба.

Есть в году дни, посвященные воспоминанию о Кресте. И сегодня - один из них.

 Когда был воздвигнут Крест? Ясно ведь, что во время казни Иисуса Христа и двух разбойников на горе Голгофе. Значит, сегодня мы вспоминаем распятие? И в некоторых храмах еще вчера звучали пасхальные стихиры.  Получается «осенняя Пасха»? А вот и нет.

Сегодняшний Праздник связан с тем, что произошло триста лет спустя казни Христа на Голгофе.

Возжвижение http://www.photo.orthodoxy.ruПоиски единственного Креста

Христианство уже распространилось в Мире, крестился византийский правитель Константин Великий. Многие люди уверовали во Христа. Сначала апостолы, а потом их ученики рассказывали, что искупление грехов людей совершилось на кресте. В те далекие времена крест - как это ни жестоко и странно прозвучит - был обычным орудием казни. Как, скажем, костер в Средневековье или гильотина в позднейшее время. В сколоченных деревянных планках не было ничего загадочного и мистического. Таким образом умирали многие.

Но те, кто поверил во Христа, понимали, что тот единственный Крест - это совершенно особая вещь. Если бы не было этого Креста, люди бы не смогли войти в Царствие Божие, а так и остались бы под властью греха. Христиане изображали крест на стенах храмов и жилищ, но, конечно, они желали увидеть тот единственный в своем роде крест и поклониться этому Орудию, которым они были искуплены.

Но, как бы ни было велико желание верующих. Далеко не у всех была возможность отправиться во Святую Землю, а тем более организовать поиски Креста. Это было не так просто сделать не только из-за того, что требовались средства на путешествие. Иерусалим во времена жизни на земле Иисуса Христа и Иерусалим в правление императора Константина были очень разными городами.

Город был разрушен, перестроен, его застроили храмами языческих богов, так что, прежде чем проводить раскопки, было необходимо установить, что и где находилось во времена Христа.

Наверное, императору Константину хотелось отправиться в Иерусалим, но он должен был управлять государством. Поэтому в путешествие отправилась его мама Елена. Можно подумать, что в этом поступке не было ничего героического: царица располагала необходимыми средствами и людьми. Но на тот момент Елене было около 80 лет, так что этой женщине потребовались немалые силы, чтобы добраться до Иерусалима и организовать поиски.

Когда в Москве ремонтируют дорогу или меняют канализационные трубы, и дети, и взрослые заглядывают за ограждение: что же там происходит и насколько глубоко копают? Тем больший интерес сегодня вызывают настоящие раскопки - возможность заглянуть в давно прошедшие времена.

Думаю, тогда в Иерусалиме деятельность царицы Елены привлекала немало любопытных. У христиан же было еще и чувство благоговейного ожиданий: вот-вот они увидят величайшую святыню!

По преданию, место, где следовало копать, Елене указал иудей по имени Иуда. Получается, иудеи не тронули величайшую христианскую святыню. Они позволили засыпать ее землей и даже поставить на Голгофе храм Венере, но Креста не забрали и не разрушили. Более того, помнили, где он находится находится.

Три события и один праздникУстановка креста http://eparhia.sakha.ru

Когда Крест был найден, множество народа пришло, чтобы поклониться ему. Но увидеть эту лежащую на земле Драгоценность толпе людей было просто невозможно, и тогда Иерусалимский Патриарх Макарий стал поднимать (или, по-церковнославянски, воздвигать) Крест, а люди становились на колени, крестились и кланялись Орудию казни Спасителя. Произошло это 14 сентября.

Отсюда и получил название сегодняшний праздник.

Царица Елена хотела не только найти крест, но и поставить на месте казни и воскресения Христа Храм. День его освящения, а вместе с ним и освящения Иерусалима, - 13 сентября - стал большим праздником, так что его отмечали каждый год почти так же торжественно, как Пасху.

Следующий за ним праздник Воздвижения отмечался менее пышно. Считалось, что он сопровождал и дополнял праздник освящения. Вторично после обретения Креста он был установлен на следующий день после освящения храма, когда Крест внесли внутрь и воздвигли уже в храме - 14 сентября.

Третье воздвижение Креста случилось еще через три столетия.  Персы напали на Иерусалим. Они знали. Что Крест Господа - это величайшая святыня, и увезли ее к себе. От Креста произошли многие чудеса, исцеления, и язычники-персы так и оставили его в ящичке-ковчеге, не смея осквернить Крест своим прикосновением. Потом византийский император отвоевал Крест и вернул его в Иерусалим в 628 году. Крест был возвращен на место и воздвигнут над местом, где располагался Гроб Господа, 14 сентября.

Вот так воздвижение Креста повторилось три раза, и всегда происходило 14 сентября. О. Иоанн (Крестьянкин) усматривал в этом божественный промысел. И задолго до него Свв. Отцы и христиане очень внимательно относились к этой дате. Она напоминала им о казни Спасителя, которая тоже совершилась 14 числа,  в весеннем месяце нисане.

Параллель с иудаизмом

А еще праздник Воздвижения сопоставлялся с осенним иудейским праздником Кущей (или Суккот). С одной стороны, это праздник сбора урожая. И в Израиле Суккот, и на Руси Воздвижение связывались с этим периодом земледельческого года. На это указывал и Феофан Затворник:

«В сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо».

С другой, это воспоминание о том, что Бог вывел сынов Израилевых из Египта, иными словами, избавил их от того унизительного, подвластного положения, в котором они пребывали в Египте. Аналогично Господь избавил людей от греха, когда был распят на Кресте. Поэтому Воздвижение - это праздник избавления и искупления.

Два разбойника

Тогда, на Голгофе, рядом со Спасителем были распяты два разбойника. Возможно, имена троих были записаны в одном смертном приговоре.

Боль сковывает их тела, трудно дышать. Вокруг стоят люди и с интересом наблюдали за тем, как эти трое умирают. Некоторые насмехаются над Иисусом, над Его проповедями. Они не знают смысла Его действий, и им кажется, что они-то, свободные, нераспятые, лучше Него понимают, что к чему в этом Мире. Это болезненное самоутверждение вместо естественного сочувствия.

купол, крест, отражение http://www.photosight.ruИ, главное, над Ним смеется такой же распятый. «Спаси себя самого!» - кричит он, напрягая последние силы, превозмогая боль. Он разгневан, озлоблен, сломлен болью, но пытается опереться на свою злость и сделать хуже другому, чтобы почувствовать себя, не осмеянного, в чуть лучшем положении, чем этот другой.

А второй, возможно, еще более жестокий убийца, вдруг увидел или почувствовал, что так нельзя. Что-то не вяжется в этой ситуации, совершается большая несправедливость.

Преодолевая боль и жажду, он не молчит,  а упрекнул говорившего.

«У нас одинаковый приговор, - замечает он, - все мы трое в одинаковом положении. Что же ты злословишь такого же Распятого Человека, как и ты? И ведь знаешь, что мы достойное по нашим делам приняли, а Он ничего худого не сделал».

Вероятно, он слышал о том, что говорил Христос, может, как-то видел Его Самого. И в тяжелую минуту своей жизни он поверил в Него, когда многие от Него отвернулись. И Распятого Спасителя (казнимого, а не Того, Который в славе въезжал в Иерусалим) он просит: «Иисус, вспомни обо мне, когда придешь в Твое Царство!»

И это тоже можно вспомнить сегодня, глядя на кресты в храме, на праздничную икону, на те крестики, что мы носим на себе. Поверить, посочувствовать, не дать злу проникнуть в этот Мир, - это так нужно и этого так не хватает.

Иллюстрация на главной - http://www.swimmingmasters.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале