Фестиваль «Радонеж»: Кино со знаком «плюс»

8 декабря торжественная церемония закрытия XVI международного кинофестиваля «Радонеж» прошла в Москве в Доме Пашкова. Победители по конкурсу документального кино и конкурсу телепрограмм получили дипломы и памятные подарки. В тот же вечер в "Доме кино" состоялся показ фильмов-лауреатов. Мы предлагаем вашему вниманию экспертные комментарии членов жюри конкурса.

Дом ПашковаДом Пашкова


В конкурсную программу было отобрано около сотни фильмов. Длительность каждого – около часа, так что жюри за 4 дня пришлось отсмотреть и оценить огромный объем материала – около 100 часов экранного времени. 

На церемонии закрытия президент фестиваля Евгений Никифоров отметил, что география фестиваля «Радонеж» расширяется и за 16 лет, которые прошли со времени первого фестиваля, многое изменилось. Если раньше православное кино или кино о православии делали в основном любители, которые хотели поделиться с другими своим личным опытом, то теперь к теме веры обращается все больше профессионалов. Общий уровень представленных на конкурс работ растет, и это не может не радовать.

Киноиндустрия – одна из самых прибыльных сегодня областей, однако большинство фильмов, которые попадают в массовый прокат, говорят совсем не о вечных ценностях. Насилие, деньги, слава, – круг тем мирового кинематографа зачастую очень далек от того, чему учит Церковь и даже от того, чему родители на самом деле хотели бы научить своих детей или что хотели бы им рассказать и показать. Фильмы, представленные на «Радонеже» - своего рода «альтернативное» кино, которое становится все более популярным. «Кино со знаком «плюс», - так охарактеризовал эти фильмы министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

«Известна формула «Молиться, поститься и слушать радио «Радонеж», - пошутил со сцены председатель СИНФО Владимир Легойда. – Я предлагаю ее переделать: «Молиться (так как молиться нужно всегда), поститься (и сейчас пост) и смотреть продукцию кинофестиваля «Радонеж».

Президент кинофестиваля Евгений Никифоров, в свою очередь, высказал пожелание , чтобы «фильмы-участники фестиваля были просмотрены».    

Татьяна Москвина-ЯщенкоТатьяна Москвина-Ященко


Татьяна Москвина – Ященко, киновед, преподаватель ВГИКа и член жюри кинофестиваля «Радонеж», рассказала «ТД» о фильмах-лауреатах конкурса:

- В этом году на фестивале было представлено достаточно много документальных и телевизионных фильмов хорошего качества. Игровые и анимационные фильмы приходят в единичном порядке, и мы решили отметить их в общем ряду.

Во многих работах авторы очень ярко пытаются осмыслить наше прошлое через судьбу конкретного героя. Советская эпоха – 30-е, 40-е, 50-е годы – воспринимается уже как история, так что об этом периоде и о жизни людей этой эпохи уже возможно говорить  на фоне вечности.  Пример такого кино – «Ангел трубящий», рассказ о Екатерининской пустыни, в которой с 1939 года располагалась секретная пыточная тюрьма, где содержались бывшие руководители НКВД во главе с Ежовым. Видимо, сегодня снова возникла необходимость говорить об этом пласте нашей истории, напоминать о том, что было.

Мы отметили, что фильмы о монастырях, о святых,  святынях, и паломничестве начинают обретать новое качество, новую структуру. Это уже не просто любительские репортажи, когда просто рассказывается о какой-то святыне или о восторге, который переживает паломник, но намного более глубокое кино.

Лучшим фильмом был признан «Русалим» Александра Казакевича и Владимира Шуванникова. Это пример паломнического кино, в котором соединены история архимандрита Антонина (Капустина), современных паломников и тех, кто сегодня живет в Русской Палестине (священниках и мирянах) и принимает паломников. Постилистике это репортажный фильм, очень непритязательный и в то же время очень точный по осмыслению всех происходящих в Русской Палестине проецссов.

Лучшая режиссерская работа «Здесь русский дух… Скит» Игорья Шадхана. Режиссера знают как человека неправославного. Видимо, ему стало интересно что-то узнатьо праволсавии, он поехал в монастырь м стал задавать там вопросы, иногда простецкие, иногда очень неожиданные. Отвечая на них, люди раскрывались. Кино получилось очень живое и очень профессиональное по качеству.

Лучший сценарий «Спас-камень. Остров надежды» Валентина Гуркаленко. Это кино о судьбе человека, подвижника 90-х годов. Главный герой, далекий от веры, был нашим обычным современником – интеллигент, инженер, увлекался парашютным спортом. И вдруг он увидел руины монастыря, место, на котором раньше стояла обитель, как-то его привлекло, и он стал  очищать его и восстанавливать монастырь.

Игровое кино – «Притчи» Виталия Любецкого – было отмечено в ряду других кинофильмов белорусской студии во имя Святого исповедника Ионна Воина, которая была признана лучшим продюсером.  Другие фильмы этой студии - «Инокиня» Галины Адамович; «Пасха на Лысой горе» монахини Иоанны (Орловой), которую специально отправляли учиться профессии; «Немного рая» Максима Михальцова  и Эллы Миловой.

То есть на фестивале выявилось, что у нас есть осмысленные продюсеры в области православного кино или кино л православии.

Лучная операторская работа – «Армянский хлеб» Армена Гаспарян.

Специальный приз жюри -  фильм «Портреты на фоне монастыря» Татьяны Карповой, который, кстати, соперничал и в номинации «Лучшая режиссерская работа», но, может быть, портреты монахинь и инокинь в этом кино оказались более традиционными, чем в фильме «Здесь русский дух… Скит».Однако в «Портретах» автор показал жизнь монастыря именно изнутри, и поэтому тут есть очень ценные и интересные вещи.

Несколько картин жюри отметило специальными призами.

Это фильм «Общая трапеза» Нины Аллахвердова, «Георгий» Валерия Тимощенко и Виктора Салтыкова и «Чем люди живы» Александра Горленко.

«Чем люди живы» - это анимационный фильм, который претендовал на премию «Лучший фильм», но в итоге мы отметили его как «Лучший анимационный фильм». Это экранизация рассказа Толстого «Чем люди живы». А живы они любовью.

У нас есть два дебюта «Горький ветер» Екатерины Сидоровой и «Один человек и одна лошадь» Марии Подъяпольской. Последний – о жизни молодого 28-летнего человека, который занимается джигитовкой. Он рассказывает о том. как кпуил лошадь и стал ее воспитывать, говорит об истории джигитовки, сравнивает русскую систему с немецкой… Но оказывается, что фильм, на самом деле, – о нашей действительности и о деградации нашей страны вообще.

Не менее интересна большая программа телевизионного конкурса.

Лучшей телепрограммой жюри признало за цикл телефильмов «Человек перед Богом. Таинство Брака», «Таинство Крещения», автор и ведущий  митрополит Иларион (Алфеев), режиссер Мария Гусева.  Протоиерей Виктор Салтыков, единственный в нашем жюри священник, отметил, что эти передачи сделаны очень иконографично, очень точно выверены по сценарию и по картинке, в них нет ничего лишнего, никаких ненужных красивостей.

Лучший телевизионный фильм«Царь болгарский», автор сценария и режиссер протоиерей Александр Новопашин. Очень интересно просто увидеть живого православного царя, как он держится, как говорит, как мужественно несет свой крест. Это рассказ о судьбе монарха, который вырос на чужбине и хранил традиции своей страны, своей культуры.

Специальный приз жюри получила кинокомпании «Мастерская» за создание телецикла о православных праздниках: «Рождество», «Пасха», «Великий пост». На заседаниях жюри мы говорили о том, что в этом цикле (особенно в сравнении с циклом передач митрополила Илариона) есть некая коллажность, может быть, «православный гламур», когда все вместе – и батюшки, и редактора модных журналов… Но тем не менее все представлено как единое целое.

На самом деле, можно много говорить о каждом фильме фестиваля, и награжденном, и не награжденном.

Татьяна ИенсенТатьяна Иенсен

Впечатлениями о фестивале с «ТД» поделилась и Татьяна Иенсен, кинокритик, редактор, член жюри фестиваля «Радонеж»:

- На фестивале «Радонеже» я уже несколько лет. И каждый год с нетерпением жду того времени, когда надо будет начинать отсматривать программу конкурсных фильмов. В этом году их было более ста, причем большинство из них по 40-50 минут. То есть это почти 100 часов экранного времени, в течении которого перед глазами проходит огромное количество людей, реально существующих не только до, но и после того, как первый раз видишь их на экране. И вот сейчас, когда о них вспоминаю, они тоже где-то - далеко и близко, в городах и весях - продолжают нести свой крест. По-разному. С благодарностью или с искушениями, со смирением или со строптивостью, но практически каждый экранный герой - это живое свидетельство борьбы с самим собой, путь веры. Поэтому я нисколько не лукавлю, когда говорю своим друзьям, которые пытаются сочувствовать мне, узнав о такой со стороны действительно устрашающей и с каждым годом все более увеличивающейся лавинности фильмов, что это время кинопросмотров для меня – счастливое время. Потому что, глядя на то, как герои картин карабкаются, спотыкаются, но упорно продвигаются по пути спасения, нельзя и самой не плакать и одновременно не радоваться, и, благодаря их опыту духовных обретений, ну хоть чуточку, да не укрепляться на своем собственном пути.

В этом году в основном конкурсе 8 фильмов из 57 было о монастырях. То есть почти каждый седьмой фильм так или иначе рассказывал о монастырском образе жизни. И эта возникшая у сегодняшних авторов документального кинематографа, практически у всех живущих в миру, потребность прикоснуться к такой неведомой и еще до недавнего времени, как казалось, непостижимой реальности, не случайна и симптоматична. И в этом смысле особенно значим фильм Игоря Шадхана «Здесь русский дух… Скит», получивший главный приз за режиссуру. Автор задает отцу Иову, духовнику Святогорского монастыря, как и другим монахам и послушникам скита даже не неофитские, а то, что называется – «из другого садика» – вопросы. Так что диву даешься, с каким терпением и с каким желанием максимально просто, и максимально правдиво на них ответить, герои фильма пытаются объяснить заехавшим к ним киношникам,  что они здесь все – «такие молодые и красивые» – делают и ради чего остаются. Наверное, поэтому в режиссерских вопросах нет привычного для нашего мейнстримовского документального кино провокационного стремления манипулировать сознанием подопытных героев, нет и следа циничного авторского желания вывернуть внутренний мир своих героев кишками наружу, вплоть до психологического эксгибиционизма. Напротив, только уважение к собеседнику и честное желание понять, что же это за люди такие, у которых ведь «в миру столько возможностей»: и университеты тебе, и психоаналитики, да и родные ждут не дождутся… Но к концу фильма становится понятным, что герой – от автора – тоже вслед за неким безымянным (так и оставшимся за кадром) трудником, кажется, тоже начал слышать, как птицы поют, и видеть, что трава растет. То есть, разумеется, знать-то он об этом и раньше знал, но вот, чтобы до сердца дошло, так почему-то вот такое случилось с ним именно здесь. Быть может, поэтому и зрительское подключение к этому фильму оказывается столь безошибочно точным и мощным.

В этом смысле фильм «Портреты на фоне монастыря» Татьяны Карповой, который практически обошелся не только без авторских вопросов, но и без закадрового голоса,  тоже подключает зрителя к происходящему на экране без особых усилий. Это действительно портреты монахинь, каждая из которых как-то естественно и в то же время скромно делится с нами тем, о чем просто так за столом не говорится. Обычно такого рода откровения случаются только с очень близкими людьми. А тут, видимо, по послушанию сестры перед камерой рассказывают, как они пришли во Владычный женский монастырь города Серпухов и как в нем приняли таинство пострига. Своей непривычной для нашего мирского взгляда чистотой эти лица и немудреная речь героинь просто обезоруживают зрителя. И практически сразу же каждая из сестер как родная.       

Главный приз за лучший фильм жюри присудило «Русалиму» Александра Казакевича и Владимира Шуванникова не только потому, что он чрезвычайно профессионально и основательно сделан, но и потому, что его герой – Начальник Русской духовной миссии на Святой Земле архимандрит Антонин (Капустин), который благодаря своим неустанным трудам навсегда вошел в историю Русской Церкви. Ведь в XIX веке он купил для России все главные библейские места на Святой Земле: Горненский монастырь – место встречи Божией Матери и Святой Елизаветы, Гефсиманский сад, Мамврийский дуб, гора Преображения Фавор, место Вознесения Господа на Елеоне и многие другие. Фильм снят молодыми людьми с невероятной любовью и благодарностью. Видимо, авторы в полной мере осознали подвиг этого человека, в результате чего ощущение его значимости возникает на экране очень явственно, но  рассказывают они об этом без какого-либо елейного пафоса, и без котурнов. Хотя, как известно, и особенно в молодости, говорить о чем бы то ни было с юмором или разыгрывать сатирическое представление намного проще,  чем о серьезном говорить серьезно и проникновенно.

Но на этом фестивале фильмы, прославляющие выдающихся людей или же фильмы чисто «монастырской» проблематики не имеют ничего общего с тем потоком церковного официоза, который мы в жюри несколько лет назад именовали между собой  «архиерейское кино». Казалось, что статуарные планы священства перекочевывают без видимых изменений из фильма в фильм. Потом, надо сказать довольно быстро, появился православный гламур (по выверенным уже в профессиональной конкурентной борьбе за массовое сознание лекалам), который на несколько лет залакировал реальную проблематику как церковной, так и мирской реальности. Елей через край, глянец, женское умильное придыхание через каждое слово… Но вот последние два-три года все эти опасные тенденции православного кино становятся все тише и тише, зато в гораздо большем числе работ предприняты попытки пойти в сторону настоящей  драматической проблематики жизни.

Например, в фильме «Пасха на Лысой горе» рассказывается про пасхальный спектакль, который монахини разыграли, распели с бывшими наркоманами, пьяницами и бомжами,  прибившимися к монастырю. Но уже через полгода из 30 человек, которые участвовали в спектакле и с такой искренней благодарностью об этом перед камерой рассказывали, осталось шестеро, остальные ушли из монастыря. То есть правда, какая бы она тяжелая и непростая она ни была, больше в нашем кино не замалчивается. Но ее пытаются осмыслить, чтобы дальше двигаться навстречу друг другу, ведь главное - что для нас важна каждая человеческая жизнь. Каждая. И если это действительно тенденция фестиваля, сегодня складывающаяся на наших глазах, то в следующем году конкурсная  программа, думаю, будет еще более насущной, и ждать ее придется с еще большим нетерпением и предвкушаемой уже сегодня радостью.

 

Фильмы-участники кинофестиваля будут выставлены на сайте фестиваля «Радонеж» и доступны для просмотра.  

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале