Педагогика Феофана Затворника (Ч.2)

Читатель найдет в книге в качестве сравнения не только описание телеграфа, но и швейной машины, и паровой пилорамы, и электризации янтаря трением и многое другое.

Конечно, девушка, шьющая на своей швейной машинке, гораздо лучше усвоит духовный урок, преподанный вместе с таким понятным ей сравнением.

3.        Образность речи.

Традиция выражения сложных духовных явлений с помощью притч и понятных слушателям бытовых сравнений берет свое начало в Священном писании. Но времена меняются, и если ученики Иисуса Христа могли каждый день видеть перед глазами привитую лозу, то современный городской человек или просто житель севера, порою может узнать о том, что такое привитая лоза, только из книг. Изменяются внешние условия жизни, вслед за ними опытный педагог будет изменять и материал своих образных сравнений. Свт. Феофан смело использует для прояснения тех или иных духовных предметов и арсенал современной ему техники, и яркие бытовые зарисовки. Вот как он описывает то, почему святые мгновенно слышат обращенные к ним молитвы: Вы знаете, как действует электрический телеграф? В Петербурге, например, заводят известный аппарат - и в то же мгновение то действие петербургское отражается в Москве в подобном же аппарате и в том же значении в каком там происходит движение. Почему так бывает? потому что и аппараты те однородны и соединяющая их проволока к ним же подлажена. Так, что действие такого аппарата - то наша молитва. Мы и святые - как бы два аппарата однородные; среда, в коей святые и коею окружены души наши,- это проволока. Читатель найдет в книге в качестве сравнения не только описание телеграфа, но и швейной машины, и паровой пилорамы, и электризации янтаря трением и многое другое. Конечно, девушка, шьющая на своей швейной машинке, гораздо лучше усвоит духовный урок, преподанный вместе с таким понятным ей сравнением. Но кроме этого она усвоит и тот неподдельный интерес к научным и техническим открытиям, который сохранил в себе монах-затворник. Это незаметно убережет ее от часто встречающегося в неофитах радикального отвержения всей светской культуры и ее технических плодов. Своими сравнениями автор не только проясняет духовные предметы, но и как бы говорит: и научные открытия, и технические новшества, если они на своем месте и разумно используются, Бог благословляет. И через это на уровне образного строя книги подтверждается авторская мысль о том, что «духовная ревность не гонит душевную (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает».

Даже сделав такой беглый обзор педагогической составляющей книги свт. Феофана, мы можем сделать вывод, что ее неувядающая привлекательность основана на особом уважительно-любовном отношении автора к читателю-ученику, которое ярко проявляется и в самом строе и языке книги.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале