Что такое благословение и зачем оно нужно?

Во время богослужения и по его окончании мы слышим с амвона: «Благословение Господне будет со всеми вами!» Священник приветствует нас словами «Бог тебя благословит!» Что же за таинственная формула такая — благословение, и какое оно для нас имеет значение и силу?
 
 Фото: Valaam.ru 

Если присмотреться к правой руке священника, которой он совершает крестное знамение во время благословения, то можно увидеть, что ее пальцы сложены по-особому: указательный и средний соединены так, чтобы первый, выпрямленный, представлял собой букву I, а второй, немного наклоненный, букву С; большой палец соединен с двумя последними так, что, пересекая безымянный, вместе с ним образовывал букву Х, а мизинец, вытянутый и немного наклоненный, — букву С. Получаются буквы греческого алфавита Ι, Σ, Χ, при этом изображается монограмма Спасителя — IСХС, т.е. первые и последние буквы имени Иисус Христос. Подобное сложение пальцев, пришедшее к нам из Греции и узаконенное Большим Московским Собором в 1666 г., называется именословным перстосложением («перст» по-ц.слав. значит палец).

Таким образом, благословляя — за богослужением не только рукой, но и крестом, Евангелием, свечой, иконой — священник преподает нам особую благосклонность Божию, благодать Св. Духа; это прошение о Его освящающем наши дела и мысли действии или пожелание Божиих благодеяний[2] . Сила и действенность любого благословения неразрывно связаны с верой в Единого Бога и всегда произносится во имя Его.

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ. 6, 22-27).

Как видим, содержанием благословения являются разные и духовные, и вполне материальные дары, как для отдельного человека, так и для целого народа: долголетие и благоденствие, Божия милость и попечение, помощь и спасение в трудной ситуации и т.д. Исходящее от Бога благословение — свидетельство Его промысла о мире и человеке (Быт. 1, 22; 2,3; 1, 28), дар Его любви: «и [Он] возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем; и отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя...» (Втор. 7, 13-15).

Хотя представление о творческой силе произнесенного вслух слова, его магической силе есть у многих древних народов, в христианском благословении нет никакой магии. По языческим представлениям, благословение вместе со своей противоположностью — проклятием — две стороны словесной формулы-заклинания, обладающей магическим эффектом — наделять благотворной силой или наносить вред. У древних народов традиционным началом войны служили взаимные проклятия, а благословение являлось основой для примирения. Библии же чуждо представление об автономности того и другого: оба они получают силу только от Бога, полностью зависят от Его всемогущей воли; проклятие вопреки воли Божией лишено силы (Притч. 26, 2), Бог способен отменить проклятие и превратить его в благословение (Пс. 108, 28). Более того, противопоставление благословения и проклятия снимается Христовой заповедью любви к врагам и благословения проклинающих (Мф. 5, 44; Лк. 6, 28).

 

Благословение — важный элемент жизни христианина: с него начинается день, его мы испрашиваем на все свои дела, перед едой, отходя ко сну. С благословения, собственно, началась и новая история человечества: в Благовещении архангел Гавриил передал Деве Марии благословение и возвестил Ей о рождении от Нее Спасителя мира.

Материалы:  Православная энциклопедия, т. V, С. 316-321. — М., 2002 г.

А.Д. Вейсман. Греческо-русский слварь. С. 550. — М., 1991 г.

Прот. Г. Дьяченко. Полный ц.слав. словарь. С. 893. — М., 2004 г.




[1] В заголовке неточная цитата из кн. Притчей Соломоновых: «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит» (10, 22).

[2] Второе значение слова «благословение» (по-греч. eulogía) — по отношению к Богу, а не Бога к нам (ср. в 1-м антифоне на литургии «Благослови, душе моя, Господа...») — одна из составляющих почитания Бога. В греч. яз. слово eulogia значит не только «благословление», но и «благодарение».

 

Впервые опубликовано 7 июля 2008 года под названием «Благословение Господне обогащает и печали с собою не приносит»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале