Дело не в наименовании греха.

Комментарий агенству РИА Новости сообщения о расширении католической церковью списка смертных грехов.

Само понятие смертного греха в Православии и в католической традиции рассматривается несколько в ином контексте, отметил профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов, комментируя РИА Новости сообщения о расширении католической церковью списка смертных грехов. По его словам, "если для католицизма свойственно деление грехов на смертные, повседневные, тяжкие и простительные, то Православию свойственно иное понимание, которое было выражено творцом восточной аскетики преподобным Иоанном Лествичником, который сказал, что есть «единственный грех ко смерти, это если кто согрешая, в нераскаянии пребывает». То есть дело не в наименовании того или иного греха, а в мере, насколько страсть, проявляемая при этом, овладевает душой человека, подчеркнул Максим Козлов.

Что касается самих проблем, которые охватили современное общество, то Максим Козлов не видит оснований для полемики с римско-католической церковью. "Если мы сравним указанные грехи с теми проблемами, которые обозначены в основах социальной концепции РПЦ, то мы увидим, что, фактически, это области пересекающиеся, более того, в самых основах, проблемы были подняты несколько ранее, чем в этом документе католической церкви", - сказал он. По его мнению, негативные последствия цивилизации - безответственное вмешательство в генетику человека, пренебрежение последствиями изменения климата, вторжение в природные циклы - должны быть нравственно оценены в контексте этики.

Сообщение о том, что к традиционным семи смертным грехам (в их число входят леность, зависть, чревоугодие, алчность, похоть, гнев и гордыня) необходимо прибавить еще столько же, было опубликовано в официальном издании Святого Престола "Оссерваторе Романо" (L'Osservatore Romano).

Такое мнение высказал в интервью епископ Джанфранко Джиротти (Gianfranco Girotti), регент Апостольского пенитенциария (органа, отвечающего в Ватикане за исповедь и отпущение грехов).

В число новых смертных грехов, "новых форм общественных прегрешений", по его словам, должны войти генетические манипуляции, опыты над людьми, загрязнение окружающей среды, социальная несправедливость и социальное неравенство, излишнее богатство.

По мнению Джиротти, исповедующие священники должны больше внимания уделять "новым формам греха, появившемся на горизонте человечества как следствие процесса глобализации".

В интервью изданию епископ также напомнил, что самыми большими грехами продолжают оставаться аборт и педофилия.

До сих пор ни на официальной странице пенитенциария, ни на сайте Ватикана до сих пор не появилось официального документа, перечисляющего семь новых смертных грехов.

По мнению католического священника из Москвы Сергея Николенко, эксперта в области катехизации и евангелизации, на самом деле в интервью епископа Джиротти речь шла не об официальном расширении списка смертных грехов, а о "социальных" грехах современного мира, которые журналисты, не разобравшись, отнесли к каноническому списку.

"Слухи о качественно новом слове в католическом богословии - объявлении "семи новых смертных грехов" - при ближайшем рассмотрении оказались скорее метафорой журналистов, чем официально подтвержденным фактом", - сказал эксперт РИА Новости.

За последние дни только в российских СМИ появилось более 90 статей и комментариев, однако Ватиканом до сих пор не опубликовано никакого официального документа по этому поводу, добавил он.

На самом деле, отметил священник, интервью епископа Джанфранко Джиротти ватиканской газете газете "Osservatore Romano" было посвящено не публикации списка новых грехов, а завершению недельного семинара для священников-исповедников. Там Ватиканский иерарх говорил о "социальных" грехах и перечислил особенно распространенные в современном мире деяния, в которых есть очевидные признаки греха, наносящего ущерб не только отдельной личности, но и всему человечеству. К их числу он отнес действия, приводящие к загрязнению окружающей среды, усугублению социальной несправедливости, укреплению социального неравенства, чрезмерному обогащению некоторых членов общества и обнищанию других, а также опыты в области генной инженерии, эксперименты над личностью и распространение наркотиков. Несмотря на то, что ряд этот принципиально не конечен и может быть продолжен, итальянская газета "La Reppublica" в комментарии к интервью епископа Джиротти назвала это "списком семи новых смертных грехов".

"К сожалению, журналистская метафора итальянских коллег в российском контексте обрела статус официального решения Святого Престола", - сказал эксперт.

"Между тем смысл недельного семинара в Ватикане и публикации в "Osservatore Romano"  совсем в другом - в том, чтобы помочь католикам более тонко распознавать свою греховность и почаще исповедоваться, - подчеркнул священник Сергей Николенко. - В странах Европы люди ходят на исповедь все реже, у них притупляется чувство греха, и поэтому епископ Джиротти в своем интервью предложил новые критерии для испытания совести и исповеди".

Эксперт в области катехизации констатировал, что у современного католика зачастую восприятие греха остается на уровне выученного в детстве катехизиса, чего явно недостаточно для нравственной оценки опыта и всего круга проблем взрослой жизни.

"Постоянное возрастание, взросление в вере, моральное осмысление процесса глобализации - вот к чему особенно часто призывает в последнее время предстоятель Католической Церкви", - отметил московский священник.

"Семь главных грехов - это один из возможных способов описания общей греховности человека, - пояснил священник Сергей Николенко. - Новые социально-политические, экономические и технологические условия расширяют поле, в котором человек может распознать свою греховность, и очень важно показать христианину в современном мире новые ситуации греха и возможности избежать их, что и сделал епископ Джиротти в своем интервью".

Список из семи смертных грехов был составлен папой Григорием Великим в VI веке. Папа также классифицировал грехи по степени их серьезности. Однако с того времени список неоднократно критиковался многими теологами, в том числе святым Фомой Аквинским. Григорий Великий включил в список смертных грехов и уныние, но в XVII веке церковь заменила уныние леностью. Каждому из семи смертных грехов первого списка соответствует одна из добродетелей: целомудрие, воздержание, сдержанность в еде, прилежание, терпение, доброта и смирение.

Подобное в июне 2007 году сделал и Папский совет по пастырскому попечению о мигрантах и путешествующих. Он издал документ, в котором ясно и недвусмысленно назвал грехом сознательное нарушение правил дорожного движения, в том числе превышение скорости.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

http://www.rian.ru/review/20080312/101151182.html
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале