«Дом со львом» в российской глубинке (ФОТО)

Несколько лет назад в живописном уголке средней полосы России, в селе Поповка Хвалынского района Саратовской области, студенты-филологи Саратовского государственного университета обнаружили удивительный дом. Деревянная изба, в которой никто не жил, изнутри была расписана: молодежь нашла нарисованных на стенах животных, растения и людей. Весть об этом домике облетела всю область, а теперь вот выбралась за пределы губернии – избу купили искусствоведы из Москвы и Санкт-Петербурга. В поповской избушке в переулке Пушкина будет открыт первый в России музей крестьянской монументальной живописи.
В достаточно просторном доме две горницы: первая - большая, с печкой, вторая - меньше. Изба очень светлая, со множеством окон, между которыми выписаны цветы и деревья в кадках — это так называемые «сады в бочках», известный элемент крестьянской живописи. На одной из стен изображен такой «сад», а рядышком крохотная хозяйка поливает растение из лейки.

Как только гость входит в дом, его встречает лев, лежащий под деревьями, над которыми летают птицы и скачет заяц. У льва - умная морда и почти человеческое лицо, и чуть раскосые добрые глаза (в этом смысле поповский лев страшно смахивает на львов Нико Пиросмани). На потолке - изображение женщины. Видимо, под ним вешали зыбку, чтобы ребенок смотрел не на доски. Ближе к огромному расписному киоту изображен орел, святой великомученик Георгий Победоносец и херувим. В ходе исследований, которые были проведены этим летом за киотом обнаружилось изображение девицы, святой Елизаветы, которую, собственно, по преданию и спас от змея святой Георгий, и которая часто изображается рядом с ним; интересно, что ее фигура полностью совпадает с фигурой святой на одной из икон в собрании Хвалынского краеведческого музея - как будто мастер прямо с иконы и рисовал. В другой горнице - бытовая картина: крестьянин пасет гусей, погоняя их прутиком. В Поповке и окрестных деревнях, действительно, целое гусиное царство...

И сегодня, и в 2009 году, когда «дом со львом» был обнаружен, никто  точно не может сказать, откуда взялись росписи в крестьянской избе. Бывшая хозяйка избушки и жительница Поповки, Анна Николаевна Сорокина, только помнит, что ее свекор купил дом у соседки тети Моти, которая знала росписи с детства. Потом жилище перешло к мужу Анны Николаевны, Тарасу Лазаревичу. Он очень плохо видел, почти не выходил на улицу, но ни за что не соглашался на то, чтобы стены покрасили или поклеили на них обои.

Некогда дом принадлежал зажиточной семье, которая была раскулачена в 1933 году. Изба отошла сельсовету, а потом — семье тети Моти. Житель Поповки Петр Егорович Мишанин говорит, что его отец, служивший звонарем в поповском Свято-Никольском храме, который был построен в начале XX века, рассказывал: в этом доме стояли на квартире иконописцы, работавшие над росписями в церкви. Однако искусствоведы относятся к этой идее довольно скептически.

— Дом расписан в манере наивной крестьянской живописи, а сохранившиеся фрески в уцелевшем храме — профессиональная работа, в них чувствуется настоящее мастерство иконописцев, — отмечает хвалынский историк и краевед Алексей Наумов.

По мнению исследователей, автор росписей – человек, живший в этой области Поволжья, может быть, старообрядец, учившийся и иконописи, и другим видам народной живописи. Этой же концепции пока придерживается и Юлия Терехова, искусствовед из Санкт-Петербурга, - именно ей пришло в голову выкупить домик и устроить в нем музей.

Юлия, реставратор живописи, давно увлекается крестьянским искусством. Вместе со своим другом москвичом Виктором Фаткуллиным, они стали новыми хозяевами «дома со львом». Виктор – строитель-проектировщик.

О поповской избушке Юля услышала на научной конференции в Саратове и сначала не поверила:

- Я отнеслась к этой информации очень скептично, потому что основное собрание подобных росписей консолидируется на севере России, в Вологодской области, например. Но когда увидела фотографии избы в Поповке, последние сомнения у меня развеялись.

В конце июля группа молодежи – волонтеров во главе с Юлей на несколько дней ездили в Поповку, убирали в домике, что-то ремонтировали, общались с местными жителями. Она тоже пока не строит твердых гипотез об авторстве росписей и их происхождений. Вместе с Алексеем Наумовым они думают о том, какие архивы нужно поднять, чтобы хоть что-то выяснить. А пока…

– Пока основная наша задача – привлечь внимание общественности к «домику со львом», - говорит Юля. 

«Дом со львом» уже называют сенсацией общероссийского значения – таких росписей в такой хорошей сохранности и в таком нетипичном «ареале» еще не было. Но сенсацией кажется и то, что сделать из маленькой вековой избы музей взялись обычные ребята, выкупив его на собственные средства. Для чего им это нужно? Даже вопрос такой задавать нет смысла. Нужно – чтобы сохранить историю и красоту человеческой души, выразившейся в бесхитростной росписи. Нужно – чтобы дать понять всем, что на протяжении многих веков изо дня в день происходит только одна сенсация: сенсация бескорыстия, когда не только деньги правят миром. В мире есть и красота, и любовь, и ум. Только нужно им помочь. Так же, как и Юле Тереховой и ее друзьям. Они будут признательны за любую помощь в деле обустройства музея в селе Поповка. А также приглашают в музей (который уже работает!) всех, кому интересна крестьянская и шире – русская культура.

В Живом Журнале есть страничка, посвященная «дому со львом», на которой можно задать все интересующие вопросы.    

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале