27 августа 1681 г. – умер Патриарх Московский и всея Руси Никон (родился в мае 1605 г.).

В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и величайшую ответственность; отвергающей возможность каких-либо уступок и послаблений в святой области ее пасторских попечений; тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защитить его перед лицом любых искушений и скорбей.

Будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон, в миру Никита Минин, родился в мае 1605 г. в семье крестьянина Нижегородской губернии. Детство его было крайне тяжелым: рано потерял мать, терпел побои и брань мачехи. С ранних лет Никита много времени проводил в церкви – участвовал в богослужениях и учился грамоте. В 12 лет он тайком ушел в монастырь, где продолжал изучать церковные службы, пение, церковные книги.

По просьбе отца Никита возвратился домой и вскоре двадцатилетним юношей стал священником сельской церкви. Проезжие московские купцы обратили на него внимание и пригласили в Москву, где Никита прослужил около десяти лет священником.

В смерти троих детей потрясенный горем Никита увидел знак Божий и уговорил жену постричься в монахини, и сам ушел в Соловецкий монастырь, где принял постриг с именем Никон. Монах Никон быстро обратил на себя внимание строгостью жизни и обширными познаниями и в 1643 г. был избран игуменом Кожозерской пустыни.

В 1645 г., будучи в Москве по делам пустыни, Никон познакомился с молодым царем Алексеем Михайловичем. Ревность Никона ко благу Церкви и Отечества, твердый и открытый характер, поразительная прямота и честность, ум, красноречие, широкие познания, энергичность произвели неизгладимое впечатление на Царя. С этого момента началось их сближение, перешедшее в тесную дружбу. Вскоре Никон был назначен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Раз в неделю Никон был обязан бывать у Царя для обсуждения челобитных граждан и дел милосердия. Царь сам часто бывал в Новоспасском монастыре для молитвы и беседы с Никоном. Справедливость Никона и его защита обиженных перед Царем скоро сделали его очень популярным и любимым в народе.

В 1649 г. Никон был поставлен митрополитом в Новгороде, при этом Царь дал ему большие полномочия и привилегии, какими не пользовался даже патриарх. В Новгороде Никон твердо отстаивал интересы беззащитных, обличал и исправлял недостатки духовенства, решительно вмешивался в дела царского наместника, когда тот не справлялся с волнением в народе.

В 1652 г. Никон был избран Патриархом Московским и всея Руси, и его патриаршество составило целую эпоху в Русской Церкви и государстве.

Первые пять лет патриаршества были временем единения государственной и церковной властей на Руси, которое основывалось на одинаковом понимании Царем и патриархом их призвания и блага Отечества. В это время Никон участвовал в решении практически всех государственных дел. В отсутствии Царя в Москве патриарху поручалось ведение всех дел управления государством; был установлен порядок, по которому царские бояре ежедневно являлись к патриарху для доклада, и без его одобрения не решалось ни одно важное дело. В частности, при его активном содействии произошло историческое объединение Украины с Россией. Но особенно ревностно проявил себя патриарх Никон как церковный реформатор. Им было начато и с твердостью проведено дело исправления богослужебного чина и церковных книг. Потребность в этих исправлениях диктовалась тем, что в течение долгого времени не уделялось должного внимания качеству перевода и ошибкам при переписывании церковных книг. Кроме того в церковный чин проникли некоторые обычаи, противоречащие исконному Православию и т.д.

Решительность и твердость, с которыми патриарх Никон отстаивал свою линию в церковных и государственных делах, вызвали недовольство и неприязнь к нему со стороны приближенных к Царю бояр и части духовенства. Царь, настроенный недовольными против Патриарха, отстранил его от участия в государственных делах. Недовольное духовенство спровоцировало церковный раскол, приведший к ряду трагических событий и не преодоленный до сих пор.

Не желая углублять противоречий с Царем и поступаться интересами Церкви, патриарх Никон в 1658 г. сложил с себя обязанности патриарха и удалился в монастырь. Этот поступок был использован его врагами для углубления расхождения между ним и Царем. Окончательный итог борьбы против патриарха Никона был подведен в 1667 г., когда Соборный суд лишил его патриаршего сана и направил в заточение в Ферапонтов монастырь.

Тяжесть заточения, бездеятельность и нравственные потрясения подорвали здоровье Никона, и когда в 1681 г. Царь Федор Алексеевич повелел освободить Никона и разрешил ему проживать в основанном им Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, он уже не смог воспользоваться этой милостью, так как умер в дороге. В 1682 г. специальным решением восточных патриархов Никон был восстановлен в сане патриарха Московского.

Патриарх Никон был ярчайшей фигурой в истории России XVII в., оказавшей влияние на становление государства и Православной Церкви после Смутного времени. Его жизнь и дела до сих пор служат предметом исторических исследований. Приведем здесь мнение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (1927-1995) о личности и жизненной мотивации патриарха Никона: «Историки часто сетуют на то, что поведение Никона в споре с государственной властью было политически непродуманным, противоречивым и непоследовательным. Не умея объяснить этого в умном и волевом патриархе, они придумали сказку о его «своенравии» и «тяжелом характере». Слов нет, у каждого человека свои слабости, и Никон не был исключением, но вся его деятельность, тем не менее, была строго последовательна и ясно осознана – чтобы увидеть это, надо лишь взглянуть на нее с церковной точки зрения.

В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и величайшую ответственность; отвергающей возможность каких-либо уступок и послаблений в святой области ее пасторских попечений; тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защитить его перед лицом любых искушений и скорбей».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале