23 августа 1943 г. – присвоено звание Героя Советского Союза летчику Б.И. Ковзану, единственному в мире летчику, выполнившему четыре тарана.

С первого и до последнего дня войны Б.И. Ковзан находился в действующей армии. Им совершено 360 боевых вылетов, он участвовал в 127 воздушных боях, сбил 28 самолётов врага, четыре из которых он поразил, применяя маневр тарана.

Борис Иванович Ковзан родился в городе Бобруйске в 1922 г. Там прошли его детство и юность. К началу Отечественной войны Б.И. Ковзан был летчиком-истребителем в одном из авиационных полков, дислоцировавшихся у западной границы нашей страны.

С первого и до последнего дня войны Б.И. Ковзан находился в действующей армии. Им совершено 360 боевых вылетов, он участвовал в 127 воздушных боях, сбил 28 самолётов врага, четыре из которых он поразил, применяя маневр тарана.

Маневр тарана вражеского самолёта был введён в авиационную практику великим русским лётчиком П.Н. Нестеровым, который погиб при выполнении первого в истории такого маневра 8 сентября 1914 г. При таране лётчик разрушает элементы вражеского самолёта (хвостовое оперение, крыло) винтом или другими частями своего самолёта (крылом, шасси) и поэтому повреждает и свой самолёт. В этом заключена опасность тарана для жизни выполняющего его лётчика. Только высочайшее мастерство и твёрдость воли позволяют лётчику благополучно посадить свою машину поле тарана. Выполняя таран, лётчик всегда сознательно рискует жизнью, и только высокие моральные качества пилота, его ненависть к врагу и страстное желание защитить свою Родину заставляют лётчика прибегать к этому маневру в критические минуты воздушного боя. Как правило, лётчик идет на таран в тех случаях, когда он лишается возможности вести бой иными средствами – когда у него кончается боезапас или горючее, либо когда его машина повреждена противником. Массовое использование советскими летчиками во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. тарана как средства воздушного боя свидетельствует об их героизме и беззаветной любви к Родине.

Летчик Б.И. Ковзан выполнил четыре тарана. После первых трех ему удавалось посадить свой поврежденный самолет. Во время боя, приведшего к четвертому тарану, Ковзан сражался с пятью немецкими истребителями. Самолет Ковзана был подбит и загорелся, сам летчик был тяжело ранен в голову. Однако на этом бой не закончился, Ковзан направил свой горящий самолет в лобовую атаку на врага. Самолеты столкнулись в воздухе. Ковзан был выброшен из кабины и без сознания падал на землю с высоты 3500 м. Он очнулся на высоте около 200 м и попытался раскрыть парашют. Хотя парашют и раскрылся, но удар о землю оказался очень сильным. Летчик очнулся в госпитале, у него были сломаны ноги, руки, ключица, челюсть, он имел несколько ранений, самое тяжелое из которых привело к потере глаза.

По всем нормам после таких ранений летчик не мог летать. Однако непреодолимое желание сражаться с врагом и настойчивость в достижении цели привели к тому, что Б.И. Ковзану было разрешено летать на боевых самолетах, и он был направлен в действующую часть. До конца войны Ковзан сбил еще шесть вражеских самолетов.

Жизненный пример летчика Б.И. Ковзана ярко демонстрирует лучшие черты русского воина-защитника Отечества, которые выражаются в его готовности пожертвовать всем, даже своей жизнью, ради интересов своей Родины и своего народа. Эти черты особенно наглядно проявились во время Великой Отечественной войны и были источником массового героизма советских воинов.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале