ОБ МГУ с любовью. Часть 1

Всякий раз, когда я слышу «Лучший университет мира...» и прочие самовосхваления, мне хочется сказать: «Господа, окститесь, езжайте в Европу и посмотрите на тамошние университеты, может быть, эта китайская спесь куда-то исчезнет».

     Теперь меня там нет. Означенной пропаже

     дивятся, может быть, лишь вазы в Эрмитаже.

     Отсутствие мое большой дыры в пейзаже

     не сделало...

                                                           И.Бродский

 

На сайте «ТД» была некая серия материалов о внутренних проблемах физфака и мехмата МГУ, и в значительной мере этот текст - послесловие, комментарий к уже сказанному моими коллегами. Не хочется злобствовать и становиться в позу человека, изгнанного отовсюду, откуда только можно, и теперь грозящего пальцем с безопасного расстояния, знающего при этом  всю тщетность своих угроз, равно как и свою неуязвимость для возможного ответа. Это все написано с болью в сердце, как попытка достучаться не до небес, а всего лишь - до некоторых дверей на девятом этаже Главного здания МГУ, ну и, возможно, чуть-чуть повыше. Собственно, проблемы, о которых я пишу, не решаются на уровне отдельного ректората. Их решение возможно только на общероссийском уровне, но прежде чем эти проблемы смогут быть там решенными, необходимо, чтобы они были на уровень ниже, то есть, в руководствах университетов, осознаны, чего, судя по периодическим юбилейным здравицам и всеобщим самодовольством, не происходит. Всякий раз, когда я слышу «Лучший университет мира...» и прочие самовосхваления, мне хочется сказать: «Господа, окститесь, езжайте в Европу и посмотрите на тамошние университеты, может быть, эта китайская спесь куда-то исчезнет». Я не к тому, чтобы хвалу разом заменить на хулу, а к тому, что сравнение - методологически полезная процедура, позволяющая нам хоть как-то приблизиться к объективным суждениям о действительности.

* * *

За последние годы (2005-2008) я работал разное по продолжительности время в нескольких научных учреждениях Германии: Свободный Университет Берлина, Институт Альберта Эйнштейна в Потсдаме,  и имел возможность наблюдать внутреннюю жизнь этих заведений, с научной, финансовой  и с административно-бюрократической точки зрения. Именно о последней стороне жизни я и буду писать, не касаясь ни качественного содержания здешней науки, ни объемов финансирования. У меня сложилось стойкое убеждение, что именно от устройства системы, а не от масштабов бюджетных средств или от интеллектуального уровня отдельных ученых зависит общий прогресс, или, напротив, стагнация всего учреждения - равно как и всей национальной науки, если сделать обобщение несколько большее того, что мой опыт может действительно позволить.

Первое, что позволяет сделать пессимистический прогноз относительно будущего нашего Университета - полное отсутствие у европейцев и американцев желания ехать к нам в аспирантуру. (Всюду далее имею в виду естественные факультеты, в основном свой родной физфак; понятно, что аспиранты-русисты приедут в любом случае). Это, безусловно, связано с финансовыми вопросами, о которых я писать не собираюсь. Понятно, что платить 800-1400 евро в месяц аспиранту МГУ при их нынешней численности никак не возможно в обозримом будущем. Важно не это, а отношение к проблеме со стороны университетского руководства. Аспиранты в Европе и Америке, хотя и пользуются социальным статусом студента, в академической жизни гораздо более похожи на полноценного сотрудника университета. У каждого из них есть свой рабочий стол в университете; в зависимости от типа финансирования они либо получают зарплату как научные сотрудники, либо ведут занятия со студентами (Teaching Assistantship) - не на принудительно-бесплатной основе, как во время нашей педагогической практики, а в качестве нормальных преподавателей, либо - особо выдающиеся - финансируются стипендиальными программами тех или иных благотворительных фондов. То есть, политика такова, что все аспиранты - при  деле, при этом получают должное вознаграждение за свой исследовательский или преподавательский труд. Наша политика взаимной независимости вырабатывает отношение «Мне ничего от вас не надо, и вы ко мне не приставайте с научными достижениями». Есть отдельные руководители - с опытом работы за рубежом - которые за счет свободных грантовых денег такую систему пытаются в жизнь привести (чтобы избежать стиля победных реляций, не хочу называть фамилии - например, один зав. кафедрой на физфаке, чьи аспиранты после защиты, кстати, находят себе места в ведущих европейских университетах). Значит - можем, если проблему поймем; но большинство руководителей этой проблемы, как кажется, не видит.

Продолжение следует...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале