Фестиваль «Кирилл и Мефодий»: поделиться радостью творчества и поучиться друг у друга

22 мая в актовом зале храма святой мученицы Татьяны состоится гала-концерт и торжественная церемония награждения победителей III конкурса-фестиваля детских и юношеских хоров «Кирилл и Мефодий». Учредители конкурса – Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и Школа духовного пения при храме святой Татьяны. Директор Школы Нина Лебедева рассказала «ТД» об истории и месте фестиваля среди посвященных Кириллу и Мефодию праздников.

— Нина Дмитриевна, конкурс проходит уже в третий раз; с какими целями и как он задумывался?

— Как задумывался? К 2009 году (это год проведения первого конкурса) наша Школа духовного пения при храме святой мученицы Татьяны крепко встала на ноги в профессиональном плане. Были выработаны программы, сложилась команда талантливых педагогов. Как результат – наши дети запели, и запели хорошо. Пришло время оглянуться по сторонам: а что делается вокруг? Каких успехов достигают другие коллективы? В общем, хотелось и на других посмотреть, и себя показать. И еще захотелось праздника. Замечательного хорового пения, радостного волнения; улыбающихся детских лиц, творческого кипения и, с другой стороны, строгой профессиональной оценки работы дирижеров и хоров.

Когда я думаю о том, какие удивительно самоотверженные люди учат детей в нашей Школе духовного пения, я очень хорошо понимаю, что таких педагогов и замечательных музыкантов много работает в музыкальных школах, в школах искусств, в воскресных школах при храмах и так далее. Их труд незаметен и кажется малозначимым на взгляд, скажем, широкой общественности или даже их непосредственных начальников, как следствие этого – малооплачиваем. Они раздражают своим упорством в доведении дела до значимых результатов, в том, чтобы несмотря ни на что научить, вложить, отдать…

Наш конкурс-фестиваль – это возможность высказаться, показать результаты своего нелегкого труда, когда из ничего – вот оно! – звучит, живет, дышит Музыка. Вот это – задачи. А цели – шире.

Когда мы пришли с идеей проведения фестиваля в нашем храме к его настоятелю, протоиерею Максиму Козлову, встал вопрос о названии. Мы думали – назовем «пасхальный». А отец Максим предложил «Кирилл и Мефодий», и это показалось очень точным. В этом названии сохраняется пасхальная радость, потому что, как правило, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия мы говорим друг другу: «Христос воскресе!»

В этом году наш фестиваль включен в программу основных городских мероприятий «Дней славянской письменности и культуры». В программе много интересного и замечательного, но кроме Литургии в Успенском соборе Кремля, Крестного хода и возложения цветов к памятнику имена самих Кирилла и Мефодия в программе не упоминаются вовсе, хотя в ней более чем 30 мероприятий. А название нашего конкурса заставляет нас не забыть о тех, кто составил нашу азбуку, чтобы донести до славянских народов благую весть. Собственно, это и надо праздновать в дни славянской письменности и культуры.

Вторая цель фестиваля – поднять профессиональный уровень обучения будущих певцов и регентов церковных хоров.

Сегодня в большинстве православных храмов клиросное пение находится в плачевном состоянии. Далеко не каждый музыкант-дирижер может выйти на это послушание, так как здесь надо знать не только основы профессии, но и особенности церковного богослужения, понимать роль отдельных песнопений в структуре службы, разбираться в исполнительских тонкостях православной музыки. Наш конкурс-фестиваль дает возможность не только выступить самим и послушать других, но и поучиться у лучших дирижеров Москвы.

15 мая в рамках программы фестиваля прошел мастер-класс членов жюри конкурса – известных московских дирижеров. Мы сами не ожидали, что наш мастер-класс вызовет такой интерес. Приехали дирижеры хоров, выступавших на фестивале, студенты московских музыкальных вузов, наши старшие ученики. Три с половиной часа сложнейшей работы пролетели на одном дыхании. Работали на богослужебных произведениях Трубачева, Калистратова, на «Бог Господь» сербского напева. Студенты узнали и услышали много важного для своей будущей профессии. Например, о важности слова в богослужебном песнопении: слова молитвы ведут за собой и подчиняют даже сложное музыкальное настроение своей логике.

— А какова динамика развития фестиваля «Кирилл и Мефодий»?

— Любопытно было сравнить количество и качество хоров на трех фестивалях.

На первый фестиваль было подано только десять заявок. Открытием конкурса, несомненно, стал детский хор воскресной школы Покровской церкви села Кудиново Ногинского района Московской области. Яркое слаженное звучание, глубокая трактовка образа произведений, интересная и сложная программа выступления не оставили равнодушными ни зрителя, ни жюри.

Очень интересным был второй фестиваль – 30 заявок! Пришлось очень потрудиться, чтобы организовать возможность выступить такому количеству желающих. Но удовольствие получили и члены жюри, и выступающие, и гости. Хоры были разными по составу – от ансамблевого (9 человек) до 50 человек.

Расширился и репертуар хоров. Обязательным в программе осталось хотя бы одно произведение на языке славянских народов и духовная музыка. Богослужебные песнопения были представлены широко: от антифонов Литургии и древних распевов до сочинений школы синодальной эпохи и современных композиторов. Однако при всем разнообразии стилей перед дирижерами стояла одна и та же задача: найти ту меру яркости, которой требует концертное исполнение, не исказив при этом стиль и смысл. Это удалось одному из победителей второго конкурса – народному коллективу вокально-хорового ансамбля «Фонарики».

Третий конкурс расширил свои географические рамки: Тверь, Конаково, Серпухов, Красногорск и даже Чебоксары. Это свидетельствует о востребованности и актуальности идеи фестиваля – поделиться друг с другом радостью творчества и приобщиться к богатству церковной и народной музыкальной культуры славянских народов.

 

Фото Екатерины Гавриловой

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале