«Бриджертоны»: альтернативная Англия
«Бриджертонов» я не хотела смотреть категорически. Я слышала, что есть такой квазиисторический сериал, где исключительно из соображений политкорректности играют темнокожие актёры — и упорно проходила мимо. В этом году вышел третий сезон шоу, и, посмотрев на высокие рейтинги (7,7 на Кинопоиске, 7,4 на IMDb), я поняла, что мне стоит его посмотреть, чтобы сделать передачу, обречённо включила ноутбук… и — влюбилась в этот сериал.
Итак, о чём речь? «Бриджертоны» — это американский сериал на платформе Netflix, основанный на серии романов Джулии Куинн и созданный режиссёром Крисом Ван Дьюсеном. События сериала происходят в альтернативном Лондоне начала XIX века и связаны с «сезоном» высшего общества, когда молодые люди присматривают себе подходящую партию, а королева Шарлотта (Голда Рошевель) при этом оценивает девушек, впервые вышедших в свет, и даёт самой понравившейся титул «бриллианта сезона». Все события высшего света комментирует загадочная леди Уислдаун (голос Джули Эндрюс), чьи фельетоны читает всё общество, включая королеву. В центре повествования — знатная семья Бриджертонов, состоящая из матери, четырёх братьев и четырёх сестёр.
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/mv5byjnjmjk4zmetotywzc00ndywlwe1owitzmi4njy4zgmxm2q4xkeyxkfqcgdeqxvynta3mtu2mje@._v1_-1024x683.jpg)
Первый сезон (вышел в 2020 году и поставил рекорд по просмотрам на Netfliх) рассказывает о выходе в свет старшей из сестер Бриджертонов, Дафны (Фиби Дайневор), и ее отношениях с герцогом Саймоном Гастингсом (Реге-Жан Пейдж), а также о драматичной судьбе Марины Томпсон (Руби Баркер). Марина — родственница Фезерингтонов, еще одной знатной семьи. Она беременна, ее возлюбленный погиб, а девушке необходимо устроить свою жизнь.
Во втором сезоне в свет выходит вторая из сестер Бриджертонов, Элоиза (Клаудия Джесси), которая больше интересуется книгами и правами женщин, чем замужеством. Глава семьи, виконт Энтони Бриджертон (Джонатан Бейли), ищет себе подходящую партию и сталкивается с двумя сестрами Шарма, приехавшими из Индии, — кроткой Эдвиной (Чаритра Чандран) и ее старшей волевой сестрой Кейт (Симон Эшли).
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/i-4.webp)
В третьем сезоне второй сын в семье Бриджертонов, вольный художник Бенедикт (Люк Томпсон), ищет себя, Франческа Бриджертон (Ханна Додд), третья дочь, выходит в свет и получает признание королевы, Колин Бриджертон (Люк Ньютон) вступает в отношения с Пенелопой Фезерингтон (Никола Кохлан), близкой подругой Элоизы Бриджертон, а леди Уислдаун раскрывает свою личность.
Чем цепляет сериал? Прежде всего — красивой картинкой, однозначно рассчитанной на массовую аудиторию (недаром продюсер сериала — Шонда Раймс, выпустившая популярный сериал «Анатомия страсти»). Красивая картинка создается, во-первых, за счет исторического антуража. Мода на эпоху «Гордости и предубеждения» не проходит, как и спрос на прошлое, в декорациях которого можно пофантазировать о прекрасной любви. Недаром так популярны любовные романы, действие которых переносится в XIX век (это литературная первооснова сериала).
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/02-bridgerton-recap-2024-1024x683.jpg)
Пользуется спросом и жанр альтернативной истории — вопреки известной поговорке, что у истории нет сослагательного наклонения, многим хочется помечтать: а что было бы, если бы? И, опять же, поместить свои мечты в красивые декорации. Подчеркну последний момент — перед нами действительно альтернативный, а не реальный Лондон, поэтому все упреки сериалу в исторической недостоверности летят мимо кассы. В сериале «развилка» с реальной историей четко указана. Благодаря тому, что избранница короля Шарлотта — африканского происхождения (есть версия, что это могло иметь место и в реальности), темнокожие люди получили равные права с белыми, а некоторые — даже аристократические титулы. Поэтому присутствие «небелых» актеров вполне логично и оправдано.
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/bridgerton_10-1.jpg)
Во-вторых, красивая картинка — результат работы художника по костюмам, призера «Эмми» Эллен Мирожник, и дизайнера по макияжу и прическам Марка Пилчера. Мирожник брала за основу костюмы эпохи Регентства, в частности, узнаваемые женские платья с завышенной талией, однако экспериментировала с цветами (малиновые, зеленые, желтые оттенки – это скорее мода 1950-х годов) и материалами — так «вялый», хотя и аутентичный муслин был отвергнут в пользу тюля и органзы. Сделано это не потому, что создатели не знали эпоху, а потому, что им важно было решить художественные задачи. Это и передача национального колорита — например, в платьях Кейт Шармы можно увидеть индийские узоры. Это и отражение характеров семей: костюмы внешне строгих и сдержанных Бриджертонов, как и интерьеры их дома, выдержаны в холодной гамме, а у гораздо более эмоциональных Фезерингтонов преобладают теплые цвета. Изменение позиции Пенелопы, желающей отделиться от своей семьи, сразу бросается в глаза, когда она отказывается от желтых платьев и надевает изумрудное. Эксцентричность и африканское происхождение королевы переданы через ее костюмы эпохи барокко: пышные юбки, кружева и совершенно невообразимые парики, сплетенные из дредов, — фантазия Марка Пилчера.
В-третьих, образ создает работа оператора: это не только впечатляющие съемки антуража, но и подчеркнуто эстетизированные эротические сцены. К «визуалу» добавляются музыкальный ряд, который также не обошелся без экспериментов (можно услышать каверы песен Арианы Гранде, Тейлор Свифт, Билли Айлиш), занимательный и сразу затягивающий сюжет, легкий характер повествования и юмор.
Как отмечали кинокритики, отсутствие глубокомысленности сериалу лишь на пользу — с него как будто заранее взятки гладки. «Бриджертоны» спокойно берут предсказуемые сюжетные клише (всем же понятно, что Дафна и герцог Гастингс, заключившие сделку, что будут изображать влюбленных, влюбятся, а отношения Энтони и Кейт, начавшиеся с конфликта, явно перетекут в бурную страсть) и, не придумывая каких-то сложных ходов, погружаются в душевный мир персонажей и делают предсказуемость зрелищной и интересной. Сериал, как уже отмечалось, никак не претендует на историчность, но, вместе с тем, у внешней «клюквы» есть границы — в альтернативном мире «Бриджертонов» есть своя логика.
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/968747-1024x684.jpg)
Альтернативный мир (там, где это угодно создателям) может нарушить правила традиционного общества, однако при этом не дает разгуляться современной «повестке». Например, разврат показан там, где он по правилам XIX века и был, — в публичных домах и среди богемы. А Элоиза, озвучивающая идеи феминизма, держится строго в рамках первой его волны.
Как обычно, половина успеха сериала — это его актерский состав и харизматичные персонажи. Хорошо запоминаются «идеальная» Дафна, ее ироничный супруг Саймон Гастингс, нервный и властный Энтони Бриджертон, страстная и независимая Кейт Шарма, эмпатичный Бенедикт, добрый Колин, умная, наблюдательная и ранимая Пенелопа, а также яркие представители старшего поколения: непредсказуемая королева Шарлотта, главная светская львица леди Данбери (Аджоа Андо) и заботливые матери семейства — Вайолет Бриджертон (Рут Геммелл) и Порша Фезерингтон (Полли Уокер). Отдельная удача сериала — это пары, между которыми есть дружеская или любовная «химия», сразу захватывающая внимание: вечно друг другу противостоящие Энтони и Кейт, обожающие общество друг друга королева Шарлотта и леди Данбери, понимающие друг друга с полуслова бунтарка Элоиза и ее брат Бенедикт.
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/i-6-1024x684.webp)
Как это нередко бывает, успешные массовые кинопродукты, которые внешне не претендуют на какие-то глубинные смыслы, затрагивают важные и серьезные темы — и этим тоже привлекают аудиторию.
Первая тема, которую хотелось бы выделить – это традиционное общество с его плюсами и минусами. Да, жанр сериала — альтернативная история, там вполне допустима ситуация, когда бывший боксер входит в высший свет, но очень многое кажется вполне аутентичным. Я очень отчетливо поняла, наконец, почему мамаша Беннет из «Гордости и предубеждения» так активно пристраивает дочерей замуж — это вопрос выживания. В правилах игры, где мужчины и женщины — выгодный товар, чернокожие персонажи практически ничего не меняют, они живут по тем же самым правилам и подвержены тем же предрассудкам. «Культура отмены», быстрое отмежевание от человека, о котором пущен слух — и правда появилась явно не сейчас.
Мир строгих правил требует отдушины для тех, кто ищет себя и не готов быть манекеном: искусство, как у Бенедикта, отказ выходить замуж и активное соперничество с мужчинами, как у Кейт, книги и радикальные идеи, как у Элоизы, наконец, возможность анонимно писать, как у Пенелопы. Эксцентричность королевы, кстати, выглядит вполне «по-английски» – диккенсовские чудаки еще и не так могли чудить. Поиск себя требует мужества и готовности противостоять мейнстриму; готовность на такой риск, готовность заявить миру, что ты такой, какой ты есть, и не хочешь вписываться в трафарет, показывает, что герой «созрел», и это тоже важная тема сериала. Недаром одна из самых впечатляющих сцен — это признание застенчивой Пенелопы перед всем обществом и королевой в том, что она — та самая леди Уислдаун (сделанное с подлинно аристократическим достоинством). Надо отдать должное королеве Шарлотте, она это оценила!
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/622a494f6ec7c20019cd881d-1024x768.webp)
Важная часть идентичности — это сексуальность, и этому в «Бриджертонах» уделяется большое внимание. Показаны и последствия того, что сексуальные вопросы в «приличных» семьях не обсуждаются, и радость от того, что рядом — бережный и любящий партнер (между прочим, подчеркнуто красивые эротические сцены происходят обычно между супругами). Сексуальность — это не только собственно секс, это влечение персонажей друг ко другу. Один из самых красивых эпизодов — танец Энтони с Кейт, который передает их страстную любовь друг ко другу выразительнее, чем любая постельная сцена.
Вообще то, что любовь бывает разная, тоже показано: она может вырасти из деловых отношений, как у Дафны с Гастингсом, из резкого противостояния, как у Энтони с Кейт, из детской дружбы, как у Колина с Пенелопой, наконец, просто из комфортного молчания, как у Франчески с графом Килмартином (Виктор Алли). Важно еще и то, что любовь может сохраниться, несмотря на объективные проблемы и невозможность нормально общаться — как у королевы Шарлотты и безумного короля Георга.
В заслугу сериалу хочется поставить то, что там показаны отношения в любящей паре уже после брака. Любовь — это прекрасно, но для счастливого брака нужно научиться честно и искренне общаться со своей половинкой. И в «Бриджертонах» это пусть не сразу, но получается: Саймон Гастингс находит в себе силы преодолеть обиду на не любившего его отца и выбрать счастье с любимой женой, Энтони преодолевает страх перед эмоциональной близостью, Пенелопа раскрывается Колину как леди Уислдаун. Вообще отношения героев — удивительно здоровые. Люди ссорятся, не понимают друг друга, у всех куча тараканов в голове — но так или иначе договариваются, приходят к пониманию и принятию — и нет третирования и унижения.
![](https://taday.ru/wp-content/uploads/2024/11/photo_2024-06-14_20-00-17-1024x683.jpg)
Доверие и принятие — это вообще несущая конструкция в любых отношениях. Конечно, это особенно важно в отношениях старших и младших: Энтони может посоветоваться с матерью, а вот Пенелопе посоветоваться не с кем; Элоиза, которую мать и старший брат постоянно осуждают, всегда находит понимание у Бенедикта; наконец, леди Данбери, опытная и мудрая женщина — это «значимый взрослый» для очень многих персонажей. Стремление во что бы то ни стало оградить «младшенького» от бед и потрясений приводит к невольному обману, как у Кейт, которая искренне стремилась устроить счастье сестры и усиленно обманывала себя по поводу чувств к Энтони, посватавшегося к Эдвине — и отношения восстанавливаются тогда, когда младшая сестра призывает Кейт стать, наконец, друг для друга настоящими. Доверие критично важно для дружбы — и одна из самых драматических «веток» сюжета рассказывает нам о том, как Пенелопа из-за своей двойной жизни потеряла Элоизу, свою близкую подругу, и с каким трудом девушки восстанавливали отношения.
В целом сериал «Бриджертоны», раз за разом разыгрывающий шоу в исторических декорациях, производит удивительно светлое впечатление. Так или иначе, любовь, доверие и уважение побеждают раз за разом всех внутренних демонов, все горести и невзгоды. В конце концов, Голливуд — это фабрика грёз, так пусть грёзы будут хотя бы добрыми.
Для всех, кто заинтересован в еще более подробном разборе сериала, рекомендуем передачу «Гик Zonы».
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments