«ВКонтакте» с «Одноклассниками»

Нынешняя осень в Рунете отмечена бумом социальных сервисов, самые популярные из которых - «Одноклассники.ру» и «ВКонтакте.ру». В России социальные сети - относительно новое и активно развивающееся явление. Мы попытаемся поразмышлять над ним в жанре эссе.

Ты в сети или в сетке, милый юзер мой?

                                         Алексей Жаров

В сети или в сетке?

Термин «социальная сеть» существует уже не одно десятилетие, но общепризнанной формулировки его значения до сих пор нет. По данным Википедии, термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». Но и до него были попытки рассмотрения общества как сложного переплетения взаимоотношений.

Та же виртуальная энциклопедия сообщает, что «"Социальной сетью" (от англ. social networking service - «социально-сетевая услуга») также может называться услуга, способствующая образованию и поддержанию социальных кругов и сетей и работающая посредством Всемирной сети». В этом значении мы и будем использовать данный термин.

В русскоязычном Интернете социальные сети появились относительно недавно, а их популярность достигла пика минувшей осенью. Например, количество посетителей сервиса «ВКонтакте.ру», созданного в 2006 году петербургскими разработчиками, за октябрь 2007 года удвоилось и превысило 850 тыс. человек в день, а по количеству ежедневных просмотров страниц «ВКонтакте.ру» обогнал такие ресурсы, как «Яндекс» или «Рамблер». При этом ежедневно регистрируется более 24 тыс. человек, а количество людей, одновременно находящихся на сайте, достигает отметки в 110 тыс. Примерно так же обстоят дела и на «Одноклассниках.ру», которые стали победителями Премии Рунета в номинации «Культура и массовые коммуникации».

По сути, социальные сервисы - это базы данных, зарегистрировавшись в которых можно, задавая те или иные параметры поиска (ФИО, учебные заведения, род интересов и т. д.), найти интересующих вас людей и вступить с ними в контакт.

Ярмарка тщеславия?

Ксения Лученко, обозреватель газеты «Церковный вестник»: «Все думаю: зачем нужны сервисы вроде «Одноклассников.ру»? Вроде сделан криво, совершенно попсовый, массовый и мусорный сайт. И тем не менее многие вполне себе серьезные и занятые люди заводят себе там аккаунт.
С одной стороны, понятно - вроде как это виртуальный аналог встреч с одноклассниками и однокурсниками, которых сейчас почти не устраивается. Тогда получается, что это банальная ярмарка тщеславия. И здесь есть доля правды: большая часть фотографий, закачанных на Одноклассники - с детьми и из поездок заграницу («вот у моей лялечки в платьице от Габбаны новый зубик...» или «это я на фоне Эйфелевой башни, а тут я кормлю крокодилов в Ниле...»).
Если проанализировать фотографии и рассказы «о себе» на «Одноклассниках.ру», получается, что мы живем в очень счастливое время в лучшей в мире стране. 5 миллионов розовых, лоснящихся, успешных пользователей, все - семейные и с детьми, регулярно ездят в отпуск в дальние страны и улыбаются, улыбаются... Я бы на месте нашего иновещания (СМИ, работающих на создание позитивного образа России на Западе) делала мини-социсследования на базе этого сайта и без конца снимала бы про него сюжеты, дескать, вот как счастливо живут, трудятся, любят и отдыхают наши сограждане!»

Что ж... Желание показать себя и свою жизнь во всей красе, особенно если человек ориентируется на тех, с кем не виделся долгое время, достаточно естественно.

Кстати, психологи отмечают, что популярности сервисов немало способствует их полная или частичная анонимность. Действительно, «юзер» в значительной степени контролирует содержание личной информации, и даже такие, казалось бы, «документальные» сети, как «Контакт» и «Одноклассники», не исключают (по крайней мере, технически) возможность использования псевдонимов.

Вход

В социальную сеть включаешься быстро, и быстро расширяется список твоих «контактов» (даже если сам пользователь пассивен, его непременно кто-нибудь находит). Система открыта, можно увидеть «друзей своих друзей», «друзей друзей своих друзей», «друзей друзей друзей своих друзей» и т. д. Или задать параметры поиска... Впрочем, для того чтобы стать «друзьями», один из пользователей должен послать другому запрос на добавление его в «друзья». Просьбу можно принять или отклонить, но отклонять обычно кажется невежливым (стучатся - так откроем), и Вы обрастаете все большим количеством связей. Это похоже на игру (отчасти, так и есть), и некоторым доставляет удовольствие соревноваться в количестве «френдов» и сообществ. Эдакий сетевой спорт.

«Дружба дружбой, а табачок-то - врозь»

Дружбой и друзьями нас учили дорожить с детства. И дружить нас учили - и родители, и воспитатели-учителя, и персонажи мультфильмов, и герои книг. И жизнь учила. А потом понимаешь, что «дружбы» бывают разные, а само слово «друг» - слишком дорого, чтобы употреблять его часто. И к тому же, не приспособлено для того, чтобы брать его обратно.

Русскоязычные социальные сервисы строились по модели западных, в основном англоязычных, где для обозначения взаимноконтактирующего с вами юзера используется слово «friend». В росиийских сервисах этот «friend» переведен как «друг», что с точки зрения языка вполне справедливо. Получается, что у каждого из нас десятки друзей - достаточно заглянуть на страничку пользователя, чтобы в этом убедиться. А может, то не друзья, а «друзья»? И все чаще, имея в виду читателей блога или пользователей, внесенных в список контактов, говорят «френды». Это не варварское отношение к родному языку, а лишь свидетельство того, что не могут самые-близкие-дорогие-которым-как-себе-веришь называться тем же словом, что и случайные знакомые.

Зачем и почему?

Откуда у социальных сетей такая популярность? Да, сервис новый, возможности новые, интерфейс простой, а усилий со стороны пользователя много не требуется... Плюс постоянная и общая для многих проблема - недостаток общения. А еще «эффект замочной скважины»: можно посмотреть на фотографии, список «друзей», некоторые записи и т. д., оставаясь незаметным, приблизиться к личной жизни человека так, как это было бы невозможно вживую. Например, «зайти в гости» к преподавателю или начальнику. В Интернете дистанция хоть и сохраняется, но она другая. И вступить в контакт там проще, чем в «реале». В жизни ты должен встретиться с человеком, какой он есть: с его голосом, внешностью, отчасти - настроением и т. д. И так же предоставить себя. Переписка через Интернет - это совсем другое, и тут многим легче преодолеть робость и застенчивость, легче начать общение или отказаться от него. Но заполнит ли это само по себе лакуну «недостатка общения»?

Ксения Лученко: «На мой взгляд, главное в том, что такие сайты - так называемые «социальные сети», выражаясь языком социологов, «формируют горизонтальные связи» и «поддерживают слабые связи». А на деле это значит, что создание и популярность «социальных сетей» отчасти компенсирует потерю традиционного общественного уклада. Раньше в деревнях люди могли не дружить и не общаться, но все друг про друга все знали: Васька женился на Машке, а Петров в город уехал, а у Ивановых дом сгорел. И так вся жизнь проходила при одних и тех же «свидетелях». И это создавало психологический комфорт. В городах все равно это никуда не девалось, потому что были социальные слои, профессиональные корпорации (гильдии), где также все друг про друга все знали, жили на виду. Дорожили своим честным именем, берегли репутацию, рассчитывали на поддержку и понимание.
А в ХХ веке торжествующего индивидуализма связи становились все менее прочными, пока не сошли на нет: люди переезжали из города в город, из страны в страну, соседи, одноклассники и коллеги становились совершенно случайными «встречными-поперечными». Можно было по сто раз начинать жить сначала, стирать одну репутацию и завоевывать другую в новом окружении. Пока не пришел Интернет».

Так, через «Одноклассников», «ВКонтакте» и их собратьев к вам стучится ваше прошлое. Бывает, что счастливое. А если нет? Многие, например, гадают, к чему ими интересуются не особо жаловавшие их некогда одноклассники.

Но эти поисковики действительно помогают находить людей. Или «открывать» их по-новому. И если на нескольких десятков «френдов» есть пара-тройка человек, с которыми вы действительно общаетесь (в лучшем смысле слова) - это уже счастье.

И еще

Многие видят в социальных сервисах самопополняющиеся базы данных, которые могут быть использованы не в вашу пользу. И правда, не без того. Поэтому, надо полагать, разумно поступит тот, кто, выкладывая информацию в Интернет, не будет забывать о том, что она становится доступной миллионам людей.

Выход

Кто здесь сказал, что здесь стоять не надо?

я - здесь сказал, что здесь стоять не надо?

ну да сказал - а все еще стою.

Д. Воденников

Говорят, бум этот скоро спадет: все найдут кого хотели, «примут к сведению» тех, кто им не очень нужен, узнают и обсудят главные новости. У руководителей офисов наконец отпадет необходимость банить подобные сайты. А как же «недостаток общения»? А он, наверное, так и останется, если заполнять его только виртуально. «Надо чаще встречаться», - советовала мудрая реклама, помните? Это труднее, но эффективнее. А в конечном итоге душу человека никто не наполнит, как только Сам Господь. И это тоже правда.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале