"Короткое дыхание" по Никите Михалкову

В киноклубе МГУ каждую неделю не только смотрят фильмы, но и встречаются с режиссерами, актерами и сценаристами. Возможность пообщаться с Никитой Сергеевичем Михалковым стала, пожалуй, главным событием месяца, собравшим множество студентов со всех факультетов. Фрагменты беседы с мастером российского кино мы с радостью публикуем в "ТД"

Короткое дыхание

 Никита Михалков в фильме

- Что Вы думаете о современном кино, о современном искусстве?

Мне кажется, что произошла очень сильная  деградация. Я ее вижу на съемочной площадке. Это чудовищное состояние среднего звена. Люди потеряли дыхание, оно стало коротким.

- А из-за чего это произошло, как Вы считаете?

Оно стало коротким, дыхание. Можно за три дня заработать достаточно большие деньги. А мы лямку (картину) тянем 4 года, это «сталинская» вещь, это тяжело, я три группы сменил, потому что понты бегут впереди профессии: пиротехники, бандана, серьги, татуировка, мышцы, накачанные химическим путем, камуфляж, а профессии - ноль! Внешние атрибуты заменили стержень.

Вот Суворов, Александр Васильевич, - худой, тщедушный, кривоногий, лопоухий, злой, ни к чему не годный человек, который очень много болел, в 73 года совершает переходы, которые наши молодые воины и сейчас не могут пройти. Почему? Потому что есть внутренний стержень. Без него все остальное - ноль, пустота.

Мы все время думаем про то, что «плохо сейчас». Но смысл в этих размышлениях - только если мы будем понимать, почему это произошло. Я думаю, что это произошло из-за огромного иждивенчества, которое давала в течение семидесяти лет страна. Я имею в виду вот то состояние, когда работаешь - 120 и не работаешь - 120. Когда ты приходишь на выборы¸ абсолютно не зная кандидата, но ты точно знаешь, что 98,8 процента за него проголосуют (поэтому все брали открепительные талоны и уезжали ловить рыбу). Вот это и есть иждивенческое отношение. Оно выжало из нас энергию для созидания. И это очень влияет на мужские гормоны. Мужчина сам ничего не решает, а если он принялся решать, неизвестно, чем это закончится.

 

Быть или казаться

 

Я думаю, на сегодня мы имеем проблему в поведении мужчин. Посмотрите, как много времени люди тратят на то, чтобы показать, как они выглядят, даже строят дома, чтобы показывать эти дома гостям, а не жить в них. Есть одна зарисовка потрясающая: знаменитый поэт пришел в норковой шубе, открыл ногой дверь в ресторан в доме актера; а знал я и другого человека, очень богатого, иранца, который тоже очень любил норку, только он носил ее вовнутрь, для тепла. Что сказать? Один носит, чтобы ее видели, а у другого норка тоже огромных денег стоит, только он ее носит, чтобы другие не видели. И вот сегодня, к сожалению, мы имеем дело с людьми, которые носят для того, чтобы показать.

- А вы считаете, что эта тенденция характерна только для нашей страны?

Нет. Это мировая тенденция. Все, что я говорю, я говорю от себя лично. Можете смеяться надо мной потом. Но я считаю, что человечество потеряло ориентиры. Вот было два: плюс и минус: Америка и СССР. Не важно, кто плюс, кто минус. Два мощных монстра. Между ними строился мир, но это было органично. Потом один из них исчез. Другой смотрит: ну сейчас мы развернемся... И вот в этом потрясающем океане возможностей и свобод оказался .... В тумане. Все есть: и это можно, и то.

Это просто безграмотность историческая, на мой взгляд, потому что так кончила и Османская империя, распространившись неизвестно куда, и Римская империя. Что происходит? Реакция Бога на безбожие. Цунами, землетрясения, вот этот декабрь без снега, бессмысленный, экономический кризис, ужас Уолл-Стрита. Это все не просто так: Господь дает возможность еще немножко одуматься. Сейчас начнется очень интересный, потрясающий процесс. Сейчас будет сметаться с лица земли и очень многое из того, чего на земле не должно быть.

Посмотрите на современное кино. Есть деньги - можно что угодно снимать: артисты сыграют, оператор снимет. И вот какое количество ширпотреба делается непрофессиональными людьми, потому что на него дают деньги. Кто? Человек, который делает колготки, дает деньги на кино человеку, который делает кино, которое должно понравится человеку, который делает колготки. Ну глупо же, если он делает колготки и дал деньги, давать ему «Бэтмана», если он хочет, например,  «Любовь-морковь»! Но сейчас, во время кризиса, ему надо будет спасать фабрику. И вот сейчас отъедет много из того, что засоряло и замусоривало. Выстоят только те, у кого система координат существует. Да, я могу ошибаться тысячу раз. Но я хочу верить, что то, что я говорю, в какой-то степени является правдой, а Чехов сказал: «Вот что человек верит, то и сбудется». Поэтому мне кажется, что сейчас происходит очень важная переоценка ценностей.

 

Божественный вектор

 

Я лежу в больнице, смотрю телевизор - какой-то блокбастер американский. Что-то летает, взрывается...Потом смотрю: 11 сентября: врезаются самолёты в башни-близнецы. И приходит в голову: я же это где-то видел! Это же было уже в кино! Все монстры, которых показывают на экране, в результате возникают в пространстве! Они возникают! Я не к тому говорю, что давайте снимать только фильмы вроде «Острова» про монахов. Должен быть сдерживающий божественный вектор, который говорит: «Вот это можно, а вот сюда Тебе нельзя».

 

Я не умнее Дмитрия Донского

 

Сколько чудес описано в русских былинах, в Библии, в Посланиях, древних книгах! Почему, откуда? Когда ходишь по Киево-Печерской Лавре и видишь мощи Ильи Муромца - понимаешь, что это правда. Оказывается, при советской власти делали анализ ДНК, анализ скелета его мощей - и всё сходится, абсолютно всё: он до тридцати лет лежал, у него была болезнь позвоночника, он действительно изранен, он действительно богатырь, он действительно больше других, кто там лежит. Это всё правда. Почему когда мне говорят, что пепел превращается в манну небесную, я верю? Почему Господь тогда делал это? Да потому, что его не заставлял человек: докажи, что Ты есть, и тогда я поверю. Он являл чудеса потому, что люди верили в это. Вера была. И не нужно было доказывать ничего. Он просто их делал. Сегодня же человек начал говорить: «Ну давай, сделай, можешь же!» Жена одного моего товарища пришла в Церковь к батюшке. Он её спрашивает:

- Ну что, Екатерина, Псалтырь читаешь?

- Читаю, Батюшка, но не понимаю...

- Ты читай! Бесы всё понимают.

Я не клирик, не мракобес, просто не могу представить себе, что я умнее Дмитрия Донского или Александра Невского. А они верили в это. Почему я должен верить в коммунистическую партию?! Пушкин, Толстой, Достоевский. Все те, на кого мы так или иначе смотрим снизу вверх... Почему мы должны верить тем, кто сказал, что это не так и стал взрывать наши Храмы и закапывать живьем священников?!

Сегодня мы пожинаем плоды нашего этого безбожия. Не активного даже безбожия, а вот такой веры: в воскресенье в католических Храмах все сидят, они ходят туда, как на работу. А вот трепета нет. Почему выжила Православная Церковь, которую закапывали? А она проросла. Сегодня Православие, на мой взгляд, самая молодая религия. Она как сквозь асфальт проросла.

 Дети, которых водят в церковь, - им по три, по пять лет. Они ничего не понимают. Возятся там чего-то, дерутся. И думаешь: «Чего они там делают? Вырастут - придут». Ничего подобного! Слова Божественной Литургии Василия Великого входят в них. Они слышат то же самое, что слышал Александр Невский. Они слышат те же слова, которые слышала тысяча поколений живущих в нашей стране людей. То есть, в них втекает энергия слова. Та энергия, которую нельзя купить, которой нельзя научить. Они не понимают слова, но слово есть энергия. И это ли не связь между этими маленькими детьми и теми поколениями людей, которые эту страну делали?!

 

Продолжение следует...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале