"Время - деньги" или "Банк, который нельзя ограбить"

Недавно исполнилось два года самому необычному учреждению Нижнего Новгорода – банку времени. Или, по сути, банку взаимопомощи. Его клиентам кладут на счет не деньги, а время: заработанные часы. Как можно заработать время?

Добрыми делами для незнакомых людей. Накопил немного времени - покупай на него ответные услуги. Доходы, расходы, остаток - все, как в привычной сберкассе, меняется лишь капитал. «Татьянин день» оценил, как работает банк, который нельзя ограбить, хотя хранится в нем то, что считается во всем мире одним из главных богатств - время. Оказалось, что, для вступления в него не требуется никаких документов, но для действительно нуждающихся в поддержке это заведение... закрыто.

 

Принцип участия в уникальной для России программе простой: «Кто-то - мне, я - кому-то». Выражаясь менее категорично, «я что-то делаю для вас, а вы - что-то для меня». Либо, если совсем мягко, здесь опираются на евангельскую истину «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-        Отношения между вкладчиками у нас выстраиваются в сложные цепочки, - уточняет нам координатор проекта Анастасия Володькина. - Например, есть у нас замечательная женщина Елена Голома. Она подтягивает английский инвалиду-колясочнику Ольге Поповой. А когда у нашей преподавательницы потек кран, она обратилась, конечно, не к пенсионерке, с которой сама занималась, а к одному из операторов. И тот подобрал ей нужного специалиста. Ну, а, значит, Ольга выручила кого-то четвертого.

Листаем каталог услуг: нижегородцы готовы оказать друг другу, если денег жалко больше, чем времени,  если хочется попробовать быть полезным новым способом, или если вести учет подаренных вещей как-то неловко, а вот часов - пожалуйста. Самые популярные -  ремонт и репетиторство. Александр Якунин соберет мебель, Антон Воробьев прибьет полку, заменит карниз и розетку, Юлия Зудилина научит философии, Юрий Дорогов - цифровому фотомонтажу, Евгений Баранов - либо радиотехники, либо терпению, а Александр Махин - и вовсе расскажет о том, как «ребенку стать хорошим человеком».

Всего помогают тем, что умеют, 213 человек. В общей сумме за год они накопили 107 час, а истратили только 27.

-        Такая огромная разница оттого, что большинство предпочитает действовать бескорыстно, - поясняет девушка. - В основном, это школьники и студенты, от 14 до 25 лет. У них на неделе есть полдня лишнего выходного, они с удовольствием посидят с ребенком или наберут текст на компьютере, а обратно им ничего не требуется. Ни стрижки, ни консультирования по гражданскому праву. А деньгами мы не компенсируем.

-        А как же вышло, что на две сотни человек приходится сто часов? Каждому из них зачли по тридцать минут?

-        Ну что вы. Мы засчитываем практически все. Одинаково идут и массаж тела, и пошив одеяла. Но активных товарищей у нас сто пятьдесят. Из-за того, что нелегко найти заказчиков на разрисовку подъездов, докладов о трезвости, укладку голландских печей. Иногда и такое предлагают. А порой от нас хотят чего-то большего. Пять минут назад звонил парень, просил прислать ему девушку для мытья полов в квартире. Но непременно высокую, блондинку, красивую. А мы не служба знакомств.

Специально-то нет, но через месяц - иной кто-то находит через банк себе приятелей. Приехала однажды одна женщина к другой - дачу хохломой расписывать. Теперь - лучшие подруги, огород вместе копают.

А вот Зое Львовне - одинокой бабушке с парализованной правой рукой - знаменитый банк ни новыми встречами, да и ничем подсобить не может. Поскольку не сотрудничает с теми, кому в силу любых обстоятельств, чаще здоровья, нечем отблагодарить добровольцев. И кто-то, оставленный семьей, кто-то, тяжело болеющий, кто-то, вынужденный проводить целые сутки в заботе об одном себе, да потому что о нем никто более не заботится, кто-то, таким образом, выброшенный из популярного нынче мира тусовок, премьер, отдыха в Турции с Египтом, остается за дверьми этого, на самом-то деле, благообразного здания.

-        Да, к сожалению, мы не благотворительный фонд, а коммерческая организация. Но мы не прямо бросаем недееспособных, а сообщаем о них в специальные органы, что и должны разруливать данные случаи, вроде социальной защиты населения. С пожилыми и без того сложно, - вздыхает Анастасия. - Часто из-за преклонного возраста им не доверяют и отказываются и от их лоскутного шитья, и от их бухучета.

Значит, даже те старички, кто сохранил зрение и память, не просто лишаются возможности поупражняться в любимом хобби, но и права получить что-нибудь взамен.

Отдельно  следует помянуть проект «Старший брат - старшая сестра». По нему подростки занимаются с детьми из неполных и проблемных семей, что для малышей безвозмездно.

Но, в целом, сосредоточены жители адмцентра на мелких проблемах. Самим надо договариваться о том, кто оплачивает транспорт и материалы, округлять ли часы до целых или, наоборот, штрафовать тимуровцев за болтовню и нерасторопность. И проявлять настойчивость в поисках исполнителя, а то весна наступит, когда тебе елку наконец вынесут. Знать, что курсовую за студента сочинять нельзя - противозаконно. Защищаться от махинаций. Вдруг два соседа, играя друг другу на гитаре, приумножат кучу часов, а серьезную подмогу, допустим, поклеить обои, требовать с прочих клиентов станут?

Зато стимулов к взаимному обмену помощью директор Елена Жаркова придумала немало: для постоянных членов - халявные посиделки в ресторанах, за 50 часов - раз в месяц бесплатное посещение оперы или балета, за 100 - абонемент в стоматологию или фитнес-клуб.

Хотя желающих отнять у вас эти приятные бонусы, сократив ваш счет из часов, чтобы увеличить свой собственный, - с каждым днем все больше: одних предложений побегать с вами трусцой или посидеть в позе лотоса в базе данных - две дюжины.

Из истории вопроса

Идея современного банка времени пришла в голову американскому преподавателю права Эдгару С. Канну, когда в 1980 году после инфаркта он находился в больнице между жизнью и смертью. В те тяжелые для него дни Эдгар задумал создать своего рода большую семью, в которой, благодаря обмену услугами, смогут выжить даже неимущие, где социальная экономика будет цениться больше, чем финансовая. Чтобы войти в такую общину, достаточно сделать что-либо для других, это признается ценностью и подлежит ответному воздаянию. Таким образом родилось учреждение Time Dollar Institute, президентом которого профессор Канн и является.

Но еще в 1977 году похожий банк времени был организован советским ученым В. М. Лившицем в эстонском городе Кохтла-Ярве, на местном хлебокомбинате. Перевыполненный рабочими план засчитывался за часы, из которых 15 % отдавали начальнику. Потом заработанное время шло на разные поощрения или лечение. Его разрешали брать и в кредит.

Сегодня банки времени действуют более чем 36 странах, от Канады до Северной Кореи. Больше всего их в Японии - около 800.

У нас он есть пока лишь в Нижнем Новгороде. Два года назад на два месяца в Воронеже работал Городской банк времени добрых дел. В честь 420-летнего юбилея города воронежцы безвозмездно благоустраивали улицы и дворы, а обо всех своих добрых поступках сообщали диспетчеру. За это им начисляли все те же часы.

 

 

 

Статистика

По данным опроса в США, у 47 % клиентов банков времени улучшилось здоровье, 25 % похудели, по 20 % теперь меньше пьют и курят, 15 % больше не едят шоколада, а у 8 % даже наладилась половая жизнь.

 

Еще работы!

Одна из интересных инициатив от Time Dollar Institute - суд несовершеннолетних над ровесниками. Подростки, ранее сами часто обвиняемые в правонарушениях, налагают наказания над провинившимися сверстниками. Например, одного юношу приговорили к 25 часам работ на кухне, к участии в 8 судебных заседаниях уже в качестве судьи и к прохождению 8 образовательных программ. Бывший хулиган теперь при деле.

 

 

Комментарий специалиста

Борис Новодержкин, психотерапевт, телеведущий:

- Я воспринимаю нижегородский банк времени как игру. Игру для инфантильных взрослых. Как некое моделирование для людей, не умеющих грамотно оценивать свой труд. Как сравнить работу медсестры и копателя траншеи? «Ой, ну давай по времени». Эдакая уравниловка, только во всем мире эту функцию берут на себя деньги, а здесь время, вроде натурального обмена, от которого в цивилизованных странах давно отказались. Но это хорошо для многих граждан. Для молодых людей, не определившихся с профессией, это возможность попробовать себя, допустим, в пении. Судить-то тебя будут чужие люди. Приемлемо и для халтурщиков и халявщиков, что не в состоянии выполнять работу качественно. Ведь, получая деньги, ты несешь ответственность за сделанное. А тут: «Друг, я час тебе вазу клеил, а не лопнет ли она после меня, уже в мое время не входит». Еще и иллюзия создается, что твой труд востребован. Для пенсионеров же и безработных эта идея - отличная! Им - утешение, да и задания могут быть самыми простыми. Но вот их не берут в эту игру. Ну что ж поделаешь. Им можно помогать и минуя банк, бескорыстно. Сам бы я в такую структуру не вступил, так как, обмениваясь с кем-то часами, не прокормлю семью. Хочешь получить услугу - так заработай на нее денег в реальном, а не надуманном мире. Свой час на меня может потратить как повар-неумеха, так и раскрученный шеф-повар из модного ресторана. Разное время стоит разных денег. А здесь, я вижу, никакой классификации нет. Количество участников говорит о нежизнеспособности сего банка. Час должно направлять не на час, а на результат.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале